Как известно, 21-й век – век информации. Поэтому развитие информационного общества обеспечивает значительное повышение уровня жизни граждан. Уже сегодня информационные технологии широко используются в образовании, здравоохранении, экологии и природопользовании. Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, как в мире, так и в России. Объем мирового рынка информационных технологий оценивается в 1,7 трлн. долларов США. По прогнозам, до 2016 года рынок продолжит расти в среднем не менее чем на 5 процентов в год. Таким образом, рынок информационных технологий является одним из рынков наиболее быстро растущих в мировой экономике. Средний темп роста российского рынка за последние 10 лет превосходит среднемировой, при этом российская отрасль информационных технологий в ближайшие 5 – 7 лет имеет потенциал значительно более быстрого роста — на 10 процентов и более в год.
Сейчас в стране достаточно жестко ставится вопрос о выводе инфраструктуры управления Интернетом из‑под контроля одной страны. В этом же направлении необходимо двигаться и в части хранения персональных данных. Тут нет места для простых решений, в силу того, что существующая архитектура хранения во многом сложилась, объемы трансграничной передачи велики, облачные технологии развиваются. Однако, поиск компромисса необходимо вести уже сейчас. Но совершенно точно необходимо увеличивать степень локализации персональных данных граждан нашей страны на собственной территории. В этом случае защита персональных данных будет находиться под контролем нашего государства.
На сегодняшний день сделан первый шаг в этом направлении. Недавние изменения в Федеральный закон «О персональных данных», которые требуют размещать базы данных с персональными данными российских граждан на территории России, свидетельствуют о том, что государство серьезно задумалось над решением проблемы. Более того, для нас принципиально важно, чтобы решения, направленные на локализацию персональных данных, не навредили интересам их обладателей. При большом объеме трансграничной передачи персональных данных и при всем их многообразии это вполне реалистичная ситуация. Таким образом, необходимо продолжать совершенствовать законодательство, но адаптируя его к сложным общественным отношениям.
Сегодня разрабатывается новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Практика государственного строительства последних лет показала, что стране необходим новый программный документ, определяющий политику государства в области обеспечения информационной безопасности. Защита законных интересов граждан, жизненно важных интересов общества и государства в информационной сфере, противодействие угрозам этим интересам составляют основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Проект Доктрины информационной безопасности Российской Федерации базируется на современных взглядах на проблемы информационной безопасности, основных программных документах, определяющих приоритеты текущей политики Российской Федерации, накопленном отечественном и зарубежном опыте решения проблем обеспечения безопасности в информационной сфере. Основные положения и требования новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации должны явиться основой для разработки программных и организационных документов, определяющих содержание деятельности Российской Федерации в этой области.