Календарь сообщает: завтра, 10 февраля, – День дипломатического работника. В принципе, всё так: действительно, дипломат – государственный служащий и в этом смысле работник. И всё же. На мой взгляд, точнее было бы назвать эту памятную дату Днем дипломата. Ведь есть такие виды деятельности, где от человека в особенно большой степени требуются высокий профессионализм, постоянное творчество, предельное напряжение ума, нервов. Это уже больше, чем просто работа. Это то, что в русском языке передаётся словом «служение»: полная отдача себя делу, которым занимаешься. Дипломатия, по моему глубокому убеждению, — одна из таких сфер.
К этому выводу меня привёл опыт работы в Министерстве иностранных дел, послом на Мальте и в Греции. Не слишком преувеличу, если скажу, что дипломат – человек, который должен знать, понимать, уметь всё. Потому что нет такого вопроса не только внешней, но и внутренней политики — и своей страны, и страны пребывания, — который не проходил бы через посольство. И на каждый из них следовало реагировать оперативно, предлагать решения в режиме, как теперь принято говорить, online, брать на себя связанную с этим ответственность. В этом смысле дипломатическое поприще – не просто школа, а школа высшая, такая, которая даёт человеку фактически универсальные и глубокие знания, приучает к самостоятельности. Я благодарна судьбе за то, что она предоставила мне возможность пройти такую школу. Это очень помогало мне в дальнейшем. Помогает и сейчас, поскольку внешние связи, межпарламентская дипломатия являются одним из важнейших направлений в деятельности Совета Федерации, в работе сенаторов.
И ещё я поняла, что разобраться в хитросплетении всего, с чем приходится иметь дело дипломату, можно только тогда, когда у тебя есть ясное понимание коренных интересов своей страны, когда ты их чётко представляешь, формулируешь. Это не всегда простая задача, она особенно сложна в так называемые переходные, переломные периоды. Россия столкнулась с этим в годы перестройки, в 1990-е. Но и тогда надёжным компасом для российских дипломатов был патриотизм. Чувство любви к Родине, стремление сделать всё от нас зависящее, чтобы надёжно защитить её интересы на международной арене, помогало нам и в самых сложных условиях находить пути решения связанных с этим задач.
Вот почему я полностью согласна с Президентом России в том, что патриотизм и есть национальная идея России. Он в нас заложен всей тысячелетней историей страны, государства. Российский дипломат не может не быть патриотом, не может не быть государственником. В противном случае ему будет трудно, если вообще возможно, успешно проводить внешнеполитический курс российского государства.
Повторю, ещё сравнительно недавно вопрос приоритета национальных интересов России так жёстко в нашей внешней политике не стоял. С этим периодом в нашей внешней политике покончено, я уверена, навсегда. То, что такой поворот произошёл, — в немалой степени заслуга Е.М. Примакова. Президент В.В. Путин сделал этот курс стратегией России, и она получила всенародную поддержку. Наверное, и сегодня не всё совершенно в нашей дипломатии. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но одно несомненно: давно уже наша внешняя политика, наша дипломатическая деятельность не была столь последовательной, мощной, результативной с точки зрения укрепления позиции России на международной арене, обеспечения безопасности страны.
Огромное преимущество российской дипломатии я вижу в том, что проводя этот курс настойчиво, порой жёстко, мы вместе с тем, как правило, делаем акцент на переговорном процессе, на достижении баланса интересов, на соблюдении норм международного права, положений Устава ООН. Именно из этих принципов мы исходим в своей политике в отношении Украины, когда призываем Киев к полному выполнению Минских договорённостей, политическому урегулированию конфликта с ДНР и ЛНР. Именно так действуем в противостоянии международному терроризму на территории Сирии.
Я вынуждена вновь говорить об этом, поскольку на Западе предпринимаются попытки представить Россию главной угрозой для всего человечества. На самом деле, всё обстоит «с точностью до наоборот». Источник напряжённости, которая действительно царит сегодня в мире, — не Россия, а Запад. Она есть следствие конфликта между растущим запросом на становление полицентричного мирового порядка, который только и может реально обеспечить равноправие всех государств, и стремлением США, их союзников любым способом сохранить, укрепить своё доминирующее положение.
Определённые круги на Западе в своей политике в отношении нашей страны, международных отношений в целом всё ещё не в состоянии расстаться со стереотипами, шаблонами времён «холодной войны». Периодически дают себя знать даже архетипы эпохи колониализма в полном соответствии с французской поговоркой, которая гласит: «Мертвый хватает живого!»
Бесспорно, всё это препятствует формированию элементов нового миропорядка. Тем не менее, международное сообщество, можно сказать, обречено на перестройку, поскольку это объективное требование мирового развития. Россия, российская дипломатия – авангардная сила этого процесса.