В этом году эстафетную палочку у Года литературы принял Год отечественного кино, в течение которого планируется проведение целого комплекса мер, направленных на развитие отечественного кинематографа и укрепление его позиций на международной арене.
Власти страны готовы способствовать увеличению количества выпускаемых в России кинофильмов, в том числе социального игрового и неигрового кино, проведению модернизации киностудий, продвижению киноискусства в регионы страны. Планируется принятие законодательных инициатив, направленных на реализацию протекционистских мер в интересах отечественного кинематографа.
Так что же такое социальное кино? По определению, это кино, которое рассказывает о наиболее важных, актуальных для общества проблемах сегодняшнего дня. Поднимаемые в таких фильмах темы касаются не отдельной проблемы, а насущных волнений и тревог в обществе.
Мне представляется, что социальное кино – это, в первую очередь, талантливое кино снятое талантливым режиссером, и совсем не обязательно, чтобы оно было снято в рамках обозначенных социально значимых тем.
Считаю, что в советское время мультфильмы были частью социально значимого кино, ведь самые первые виды искусства, с которыми встречается человек в своей жизни, – это иллюстрации в детской книжке и мультфильмы. И от того, как он это увидел и воспринял, определяется его вкус в дальнейшей жизни. Поэтому при сегодняшнем многообразии детских анимационных фильмов, которые зачастую не несут никакой смысловой нагрузки, родителям необходимо «фильтровать» их, предлагая детям к просмотру мультфильмы, которые заставляют работать разум, душу, воображение, ведь дети всё воспринимают буквально и подражают увиденному.
Надеюсь, что Год отечественного кино подарит нашим детям именно такие мультфильмы.
Сегодня важно возрождать детский кинематограф, а именно, снимать кино про жизнь детей и подростков, такое, например, как «Чучело», «Шла собака по роялю» и другие. Так называемое проблемное кино, социальные драмы, которые зачастую нелегки для восприятия. Они как хорошие, умные книги, которые, чтобы понять, нужно перечитать не один раз. Такого рода кино – это не просто лекарство от скуки на субботний вечер, а нечто более серьёзное.
В России еще много нерешенных социальных проблем и явлений, к которым надо привлекать внимание общества. Жизнь людей с инвалидностью, создание доступной среды, инклюзивное образование, проблема детей-сирот, повышение качества и продолжительности жизни пожилых людей — это лишь малая часть жизни общества, в которой должны происходить положительные изменения. И это та часть жизни, которая должна быть достойна пера лучших драматургов и сценаристов, и заслуживает осмысления лучших режиссеров страны.
Существует ли у нашего зрителя интерес к социальному кино — покажет 2016 год, объявленный в России Годом отечественного кино. Надеюсь, что работа кинематографистов в этом направлении не завершится декларированным годом.