В этом году мы отмечаем 110 лет истории парламентаризма в России.27 апреля 1906 года состоялось первое заседание Государственной Думы Российской империи – первого парламента в истории нашей страны.
Сейчас парламентская власть представлена Федеральным собранием Российской Федерации, в состав которого входит нижняя палата – Государственная Дума, и верхняя палата – Совет Федерации. Не так давно мы перешагнули 20-летний рубеж в истории работы нашего двухпалатного парламента.
Представляется, что нынешнее положение и результаты работы палат парламента в полной мере отвечают запросам текущей политической ситуации в стране, именно в существующем формате возможно наиболее рациональное достижение целей, стоящих перед парламентом.
Надо сказать, что еще на этапе становления российской государственности Совет Федерации задумывался как орган, призванный обеспечивать стабильность и преемственность государственной власти, особенно в период выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Спустя 20 лет можно с уверенностью говорить о том, что Совет Федерации успешно справляется и с этой задачей.
Жизнь не стоит на месте. В динамике политической жизни России роль Совета Федерации неуклонно возрастает. Именно наша палата дала согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооружённых Сил страны в ситуации, которая сложилась в 2014 году вокруг Крыма, а также в минувшем году, когда президент Сирии обратился к нам с просьбой об оказании военной помощи в противостоянии с международным терроризмом. Обе акции были осуществлены в строгом соответствии с нормами международного права. Впервые в истории парламентаризма видеообращение Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко транслировалось на Генеральной ассамблее ООН.
Совет Федерации — живой организм. Сегодня мы наблюдаем новый виток его развития. Я имею в виду, прежде всего, внесение по инициативе главы Российского государства поправок в Основной закон, предусматривающих расширение состава Совета Федерации за счет представителей, назначаемых Президентом России. Полагаю, что это позволит представить и отразить в деятельности палаты интересы не только регионов, но и Российской Федерации в целом.
С другой стороны, сегодня на первый план выходит необходимость тесного взаимодействия всех органов власти.
В Совете Федерации успешно действует и хорошо себя зарекомендовал институт полномочных представителей палаты в федеральных органах государственной власти. Наши представители принимают участие в работе этих органов и таким образом обеспечивают необходимое согласование позиций и координацию работы.
Например, мне доверено представлять Совет Федерации в Государственной Думе. Наверное, это одно из наиболее важных направлений взаимодействия Совета Федерации с другими органами власти, так как мы представляем собой две палаты одного высшего законодательного органа.
Одной из главных задач, стоящих передо мной, как перед полномочным представителем Совета Федерации, я считаю доведение и продвижение позиции палаты, мнений сенаторов и регионов на всех стадиях законодательного процесса. В связи с этим особое значение приобретает наша работа по поддержке и обеспечению своевременного рассмотрения законодательных инициатив, исходящих от Совета Федерации, его членов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На этом направлении наша работа сотрудничеством с Государственной Думой не ограничивается. Мы плотно взаимодействуем и с Правительством как с субъектом законодательной инициативы. Это позволяет Комитетам Совета Федерации сформировать свою позицию по конкретному законопроекту, вносимому Правительством, уже к моменту рассмотрения законопроекта в Государственной Думе.
Взаимодействие с Правительством при разработке законопроектов осуществляется и на площадке Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, и на уровне руководства наших профильных комитетов и статс-секретарей – заместителей руководителей министерств и ведомств. Кроме того, ежегодно проводится совещание Председателя Совета Федерации со статс-секретарями министерств и ведомств, на котором обсуждаются перспективы нашего сотрудничества в области разработки законопроектов по конкретной тематике.
Одним из основных конституционных полномочий Федерального Собрания является принятие бюджета. Вместе с тем вопросы разработки и исполнения бюджета – это прерогатива органов исполнительной власти. За последние годы работа в рамках бюджетного процесса была отлажена таким образом, что позиции нашей палаты, субъектов Российской Федерации стали слышны на всех стадиях рассмотрения документа. Думаю, что это — общая заслуга всех участников бюджетного процесса.
Каждый год в Совете Федерации проходят парламентские слушания, посвященные прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации и параметрам проекта федерального бюджета на следующий год. По результатам этих слушаний в адрес Правительства готовятся соответствующие рекомендации, отражающие позицию палаты. Многие наши пожелания ежегодно учитываются при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год.
Например, при работе над бюджетом на 2016 год мы рекомендовали Правительству РФ рассмотреть возможность ежегодного предоставления финансовой помощи субъектам Российской Федерации для полного замещения коммерческих заимствований бюджетными кредитами, оказания финансовой помощи бюджетам субъектов из федерального бюджета для финансирования обеспечения граждан лекарственными препаратами. Значительная часть наших инициатив была поддержана Минфином и Правительством и нашла свое отражение в бюджете на текущий год — несмотря на сложную финансовую ситуацию.
Уже сейчас членами Совета Федерации начата работа по определению позиции Совета Федерации и субъектов Федерации при подготовке бюджета на следующий год. 30 марта мы приняли Постановление о предложениях Совета Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2017 год и последующий плановый период.
После внесения Правительством в Госдуму проекта федерального бюджета начинается работа по подготовке поправок, в том числе и со стороны сенаторского корпуса. При работе над поправками к бюджету складывается, на наш взгляд, продуктивное взаимодействие с Государственной Думой, за что отдельное спасибо ее профильному комитету по бюджету и налогам.
Несколько лет успешно функционирует трехсторонняя комиссия по вопросам межбюджетных отношений. В соответствии с бюджетным кодексом это постоянно действующий совещательный орган, на заседаниях которого мы как представители от Совета Федерации, работаем вместе с представителями Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Трехсторонняя комиссия уже стала серьезным инструментом, координирующим деятельность органов законодательной и исполнительной власти в сфере межбюджетных отношений.
Важнейшее место в бюджетном процессе занимает парламентский контроль в области бюджетного законодательства, в том числе и с участием Счетной палаты.
Финальным этапом нашей работы в области бюджетной политики выступает принятие законов об исполнении федерального бюджета за предыдущий год. Традиционно Министру финансов приходится дважды выступать с докладом об исполнении федерального бюджета — перед Государственной Думой и Советом Федерации. Параллельно заслушивается доклад председателя Счетной палаты по годовому отчету об исполнении федерального бюджета. Мы внимательно анализируем эти документы, учитываем их при работе над проектами бюджетов на следующий период.
Накануне Дня парламентаризма можем с полной ответственностью сказать, что Советом Федерации сделано немало для социально-экономического развития регионов. Вместе с тем, все мы в полной мере отдаём себе отчёт в том, что страна переживает непростой этап. Это требует от каждого сенатора, представляющего конкретный субъект Российской Федерации, дальнейшего совершенствования законотворческой деятельности и принятия тех законов, которые существенным образом улучшат жизнь наших граждан. Думается, что все условия для этого созданы.