По поручению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко состоялось первое заседание рабочей группы по анализу замечаний и предложений, высказанных при обсуждении федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В ходе обсуждения большинство участников, за исключением представителей Министерства по развитию Дальнего Востока, высказались критически по отношению к принятому закону. Сенатор Н.И.Рыжков предложил не распространять выделение земель на территории лесного фонда.
При дальнейшей корректировке этого закона необходимо, прежде всего, сформулировать его цель, ибо бесплатная раздача земли, да еще в упрощенном варианте, не может быть его целью, как это утверждают авторы закона.
Как вариант предлагается определить целью закона «привлечение трудовых ресурсов и повышение эффективности использования земельных ресурсов для ускоренного социально-экономического развития дальневосточных территорий». Однако, по своей сути, эти две задачи принципиально отличаются по механизму реализации.
Привлечение трудовых ресурсов, как правило, предусматривает выделение земли для жилищного строительства вблизи промышленных объектов и крупных населенных пунктов. Развитие сельского хозяйства и рекреации требует использования земельных ресурсов вблизи водных объектов и лесов. В том и другом случае необходимо создание нужной инфраструктуры (дороги, связь, электричество, соцкультбыт и др.)
По мнению авторов закона, основная информация о возможности предоставления земельных участков должна быть обеспечена информационной системой (статья 3). Вероятно, авторы закона не подозревают, что даже примитивная кадастровая оценка сельскохозяйственных дальневосточных земель обеспечена менее чем на 10%, а лесоустройство не проводилось последние 20–30 лет, даже пригородные земли нуждаются в качественной геодезической съемке каждые 3–5 лет.
Следует отметить, что в России имеется 389 млн.га земли сельхозназначения, в том числе, на балансе находится только 196 млн.га, из которых пашня составляет 115 млн.га а почти 40 млн. га из этой площади не используется. Таким образом, мы видим, что в России избыток земельных ресурсов имеет место в более обжитых местах.
В статье 8 в пункте 1 упоминается, что «земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей». Между тем, в Земельном и Градостроительном кодексе существуют ограничения, определяемые понятием сервитута и видов хозяйственной деятельности, осуществляемых на соседних участках.
В той же статье пункте 16 приведенный текст не имеет смысловой нагрузки «Гражданин, которому земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование, не вправе распоряжаться таким земельным участком или правом безвозмездного пользования».
Далее, в пункте 17 отмечается «использование лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных в безвозмездное пользование, осуществляется на основании проекта освоения лесов». Возникает вопрос: «Кто и за какие средства будет выполняться этот проект?». Кроме того, проект освоения лесов составляется только в целях многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов.
Пункт 21 в нарушение статьи 99 «Земельного кодекса» при земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ на земельных участках, переданных гражданам в безвозмездное пользование, исключает проведение историко-культурной экспертизы.
В отличие от «Земельного кодекса» в данном законе нет требований к соблюдению стандарта качества земель, указаний на права и обязанности землевладельцев, оснований на прекращение и ограничение прав на землю, на возмещение убытков на порчу земель, ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель, возможность их конфискации.
Данный закон не корреспондирует с Водным кодексом, где в водоохранных зонах ограничивается хозяйственная деятельность и, соответственно, такие территории не могут передаваться в безвозмездное пользование, а тем более в собственность.