Одной из острых проблем, стоящих перед органами власти всех уровней, остается закредитованность бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В последние годы долговая нагрузка на консолидированные бюджеты субъектов значительно возросла и, по данным Счетной палаты на 1 апреля 2016 года, составила 2,4 трлн. рублей.
Принимая во внимание значимость
указанной проблемы, Советом Федерации при подготовке федерального бюджета на 2016 год были даны рекомендации Правительству Российской Федерации,
предусматривающие возможность ежегодного предоставления финансовой помощи
регионам
на замещение коммерческих кредитов менее обременительными бюджетными кредитами.
Правительство нас поддержало в этом вопросе, и в 2016 году на указанные цели в федеральном бюджете предусмотрены ассигнования в объеме 310 млрд. рублей.
Однако бюджетное кредитование не устраняет первопричину сложившейся ситуации: дисбаланса между расходными обязательствами и доходными источниками. Поэтому сенаторы в 2015 году предложили провести сложную, но необходимую работу по инвентаризации расходных обязательств на всех уровнях власти, что нашло поддержку со стороны Правительства Российской Федерации.
Сложившаяся ситуация во многом связана с теми решениями и изменениями в законодательстве, которые принимались в последние 11 лет, и привели к увеличению количества полномочий регионов по вопросам совместного ведения с 46 до 105, а делегированных полномочий с федерального уровня – с 11 до 117. При этом не всегда передача расходных обязательств сопровождалась передачей доходных источников, что, в свою очередь, и вызвало дисбаланс и появление в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях «нефинансируемых мандатов» и «недофинансированных мандатов».
В этом и заключается основная цель проводимой работы – анализ сложившихся расходных обязательств и их стоимостная оценка.
В конце 2015 года на площадке Правительства Российской Федерации было проведено совещание, по результатам которого Председателем Правительства Российской Федерации было принято решение провести инвентаризацию расходных обязательств регионов и муниципальных образований, в том числе переданным на осуществление органам власти другого уровня бюджетной системы.
Работа по инвентаризации будет состоять из трех основных этапов.
На первом этапе предполагается составление перечня расходных обязательств на основе нормативных правовых актов с одной стороны и на основе данных, предоставляемых субъектами, о фактически реализуемых полномочиях, с другой.
На втором этапе предстоит провести классификацию расходных обязательств по уровням власти, за которыми они закреплены и по уровням бюджетной системы, из которых производится их фактическое финансирование.
И наконец, на третьем этапе работы, в соответствии с нормативами и стандартами, будет посчитана стоимость каждого обязательства.
В связи с необходимостью повышения прозрачности и актуализацией расходных обязательств, при внесении изменений в нормативные правовые акты предлагается ведение реестра осуществлять на площадке информационной системы Минфина России «Электронный бюджет», в которой в настоящее время главные распорядители формируют бюджет и ведут сводную бюджетную роспись. Чтобы такая грандиозная работа не выполнялась каждые пять-десять лет необходимо создать условия, при которых данный перечень будет вестись постоянно и актуализироваться при внесении соответствующих изменений в нормативные акты.
Совет Федерации заинтересован в скорейшем и качественном завершении данной работы, т. к. ее результаты будут использованы при формировании расходной части бюджетов на всех уровнях власти. Устранение дублирования полномочий приведет к оптимизации расходов, а анализ распределения по уровням бюджетной системы позволит более качественно предоставлять услуги населению и выполнять работы.
И наконец, посчитав стоимость расходных обязательств, реализуемых на том или ином уровне власти, мы можем вернуться к вопросу о перераспределении доходных источников в пользу субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что приведет к снижению долговой нагрузки.