Первый Съезд Общества русской словесности 9 марта 2016 года в Историческом парке «Россия — моя история» на ВДНХ состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре. Участие в нем приняли представители Русской Православной Церкви, видные деятели культуры и искусства, филологи, лингвисты, специалисты в области преподавания русского языка и литературы. Участники заседания пришли к выводу, что некоторые тенденции в современном российском образовании приводят к ограничению важнейшей роли русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения и поэтому должны быть переосмыслены и скорректированы. Святейший Патриарх Кирилл предложил создать «рабочую группу специалистов, которые способны работать с материалами профессионально, с тем чтобы выработать тексты, которые затем можно было бы обсуждать в более широком представительстве научного и педагогического сообщества. Участники заседания выступили также с инициативой проведения съезда учителей литературы и русского языка и форума родительской общественности с целью выработки согласованной позиции по наиболее острым и актуальным проблемам школьного филологического образования.
По итогам заседания была принята резолюция о создании Общества русской словесности под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Деятельность Общества должна быть направлена на консолидацию усилий учёных, педагогов, деятелей культуры, мировой общественности для сохранения ведущей роли русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования и культурно-просветительской деятельности. 26 мая 2016 года состоялось пленарное заседание Первого Съезда Общества русской словесности под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Съезд посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. В своем выступлении Святой Патриарх упомянул два момента — не все Россияне читают мало и проблема не является неразрешимой.
Не стоит педагогам пугаться вариативности Главное, чтобы выбор был сделан правильно. Должен быть баланс между «базовым» и «вариативным» чтением. Из каких произведений должен выбирать школьник? Если предлагается два произведения классиков, это правильный вариант. А если одно произведение написал классик, а в качестве альтернативы предлагается сомнительный автор и его «творение» привязано к определенным моментам истории, да еще и написано своеобразным языком, такой выбор педагог предлагать не должен.
Отношение к ЕГЭ в части расширения возможностей для выпускников школ всех регионов страны поступать в любой ВУЗ по мнению Святейшего Патриарха положительное, а вот в части формата его проведения вызывает множество нареканий. Нельзя ограничивать экзамен тестовыми заданиями. Русская культура раскрывается через речь наших граждан, поэтому и экзамены должны иметь устный компонент. Культура, отмечает Святейший Патриарх, — это не склад информации, это гибкий и сложный элемент познания. Именно поэтому каждый читающий художественную литературу создает в своем сознании художественный образ. Особенно важна здесь роль педагога как наставника, поскольку все ранее прочитанные произведения он преломляет через себя и создает эмоциональный контакт, передавая часть своей души ученикам. Поэтому и вопрос кадровой подготовки актуален – нельзя принимать выпускников на филологические факультеты по остаточному принципу, если они не прошли по баллам на технические факультеты.
Президент России Владимир Владимирович Путин выступил перед участниками первого Съезда Общества русской словесности. Ясно прозвучала необходимость придания особого внимания сохранению национальной идентичности нашего народа посредством обсуждения вопросов о русском языке и литературе, сохранении русского характера, традиций и самобытности, и о не менее важной задаче сохранения русского языка языком межнационального общения.
«Сбережение русского языка, литературы и нашей культуры – это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире.
Россия не раз переживала коренные переломы традиционных культурных устоев и всегда черпала силы в возвращении к своим духовным и историческим ценностям, а русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей», — говорил В.В.Путин. «Мы должны сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество».
Президент также напомнил, что в 2014 году были утверждены «Основы Государственной культурной политики» и выразил надежду, что Общество русской словесности станет одним из главных участников ее реализации. В школы вернулось сочинение, а русский язык и литература вновь выделены в самостоятельную предметную область. Была организована работа по созданию Единой концепции преподавания русского языка и литературы и заметно активизировалась деятельность общероссийских учительских организаций.
Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов также обращался к делегатам и гостям Съезда с приветственным словом. В своем выступлении он заметил, что в нынешней школе русский язык – обязательный предмет в старших классах, а в Советской школе он таковым не являлся.
Услышав заявление Дмитрия Ливанова, присутствующие в зале начали возражать, такую же позицию занял и патриарх Кирилл. Он попросил слова и напомнил, что во времена его окончания школы (как и большинства присутствующих в зале) русский язык преподавался до окончания школы.
Модераторы секций Съезда выступали с результатами состоявшихся накануне заседаний с предложениями для дальнейшей работы.
В завершение Съезда участники утвердили состав президиума Общества русской словесности. Состав Бюро президиума Общества будет утвержден президиумом на первом заседании этого органа.
Надеемся, что Общество русской словесности наряду с такими авторитетными общественными организациями как «Российское историческое общество» и «Русское географическое общество», успешно разработает образовательные концепции в своей сфере.
При поддержке широкой общественности и экспертов удастся совершить перелом в преподавании русского языка и литературы на всех этапах образования — от дошкольных до школьных и ВУЗовских образовательных программ.
Главное — сделать первый шаг!