Тема развития внутреннего туризма зародилась еще в 2011 году и мнения по ее поводу не самые однозначные. Процесс этот для России новый. И в силу политических и экономических изменений, которые коснулись нашего государства в последние годы, достаточно болезненный. Однако преимущества внутреннего туризма очевидны: развитие экономики, поступления средства в бюджеты различных уровней.
За последний год россияне стали меньше выезжать на отдых за границу. Причиной этому стали введенные Западом санкции, изменение отношений России и Евросоюза, российское эмбарго. Согласно статистике, в 2015 году количество турпоездок по России выросло на 15–20%. Въездной поток по итогам 2015 года превысил 27 млн. человек – это свидетельствует о росте более чем на 8% по сравнению с 2014 годом. Прогресс очевиден, но нельзя сложа руки ожидать продолжения данной тенденции.
Развитие внутреннего туризма в России в настоящее время диктуют два основополагающих фактора: интерес россиян к своей Родине и деятельность региональных властей.
Так что должно побудить россиян путешествовать по России? (не беру во внимание Черноморские курорты и Крымские здравницы). Уверен, что это интерес к истории, к своим корням. Ведь путешествуя по современной России, можно совершить увлекательный экскурс в историческое прошлое. Потому что история России – повсюду: в великолепных памятниках, мемориалах, храмах, монастырях, старинных развалинах крепостных стен… Мы должны знать и гордиться своей историей, своим прошлым: в нем много славных деяний, великих побед, великих имен, прославивших Россию во всем мире.
Но что о величии России знают наши современные дети? Пожалуй, не так уж много. Лев Толстой сказал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». Разве мы можем это допустить? Набирающее обороты в своем развитии Российское движение школьников должно, на мой взгляд, предполагать реализацию одной из главных задач – желанию юных жителей России увидеть свой страну, свои регионы с новых ракурсов и из новых мест. Это и будет воспитанием патриотизма и интереса к своей стране, что повлечёт за собой естественный процесс появления на туристическом рынке образовательных и развлекательных школьных туров. И главное, новое поколение школьников будет обладать очень значимыми качествами – уважением и любовью к своей Родине.
В России уже существуют попытки и успешный опыт создания туристических проектов, однако данная практика недостаточно устойчива по той причине, что не отработаны механизмы по совместному решению участниками процесса общих задач. До «потолка» в развитии отечественной туристической отрасли еще очень далеко, но есть явный запрос на ее развитие со стороны населения, готового потратить существенные суммы в случае достойного предложения.
Чаще всего регионы неактивны в разработке собственных брендов, продвижение которых не только позволит увеличить туристский поток и продолжительность пребывания туристов, но также положительно повлияет на развитие региональной экономики.
Министерством культуры Российской Федерации разработана система финансовой поддержки туристических кластеров в регионах. Участие и финансирование из федеральных целевых программ важно для каждого региона с точки зрения реалий сегодняшнего дня, создания новых рабочих мест и как инструмент социально-экономического развития территорий.
На реализацию программных мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» в 19 субъектах РФ в 2015 году было предусмотрено финансирование в размере 24,6 млрд рублей, из которых средства федерального бюджета составили 4,1 млрд рублей, а средства бюджета субъектов РФ – 1,6 млрд рублей. Из внебюджетных источников привлечено 18,9 млрд рублей. Эффективность Программы обусловлена ещё тем, что она разработана на принципах государственно-частного партнёрства и на каждый рубль, выделенный из федерального бюджета, в среднем, приходится 3,6 рублей внебюджетных инвестиционных вложений.
Тем не менее, не вся региональная власть на местах готова мыслить по‑новому, когда многое зависит только от нее: безынициативность, неумение осваивать выделенное федеральное финансирование – все это приводит к неразвитости регионов, к их стагнации. Время диктует новые условия: условия идейности, стратегического видения и главное, действий. Любые позитивные, нужные, правильные вещи, становятся результатом только нудной кропотливой работы. Пришло время долгосрочных проектов, дивиденды от которых поступят не сразу.
Нам все время что‑то мешает сделать сервис лучше, а дороги ровнее. Но ведь не все в процессе создания туристических зон ложится на плечи государства: в настоящее время речь идет о государственно-частном партнерстве. Туризм – это, прежде всего, правильно упакованный продукт. Это, по большей части, негосударственный сектор экономики. Разговоры о том, что инвесторы не хотят заходить в регионы, только показывают неумение власти договариваться, видеть свои плюсы и минусы. Должно быть только ручное управление: встретьтесь с 50-ю инвесторами, и из них 5 точно вам не откажут, потому что к встрече с тридцатым, вы точно поймете, что нужно делать. Главная задача региональной власти – создать необходимые условия и зародить у бизнеса желание стать участником совместного процесса… Так может, наконец, мы станем неравнодушными к своей малой Родине и тогда, она станет интересна не только нам, но и миллионам жителей России.