Блоги сенаторов

Все записи блога Шатохин Дмитрий Александрович Шатохин
Дмитрий Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Коми

Борьба за трезвость

10 октября состоялся очередное заседание Комитета по бюджету и финансовым рынкам. С особым интересом принял участие в рассмотрении вопроса «Аудит реализации мероприятий подпрограммы „Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (проведенный Счетной Палатой России). Уж больно злободневная тема для всех регионов.


Сами выводы, отраженные в отчете, достаточно занимательны, важны. Хорошо, что те недостатки и проблемы, которые указаны, уже отрабатываются и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и Минздравом России.

Я бы хотел остановиться на одном нюансе. Это проблема распространения фальсификата алкоголя в регионах, а также так называемой алкогольной продукции двойного назначения.

Мне кажется, что рынок фальсификата вырос за последние годы достаточно сильно. А это опасно, не только с точки зрения финансов, которые не добирает бюджет, а то, что это подрыв реального сектора экономики, а самое главное вредит здоровьесбережению наших граждан.

Что рынок фальсификата растет, прослеживается и в отчете Счетной Палаты России. Называются и цифры, что до 37,8% от всего объёма алкоголя является нелегальным. Я придерживаюсь такого же мнения.

Какие доказательства?

1. Официальные объемы производства алкогольной продукции с 2013 по 2015 год сократились на 10,9%. Не верю я, что это связано, прежде всего, с уменьшением потребления алкоголя. Хотя Минздрав России указывает на существенное снижение – с 16,2 литра до 11,5 (2013 и 2015 год соответственно).

2. Фактическое поступление доходов от акцизов с 2013 по 2015 года упало на 2,5%. И это при том, что акцизы на крепкий алкоголь поступательно с 2012 года повышались на 97%!!! То есть рынок алкоголя подстроился и «перекочевал» в нелегальный сектор.

3. Отмечается рост смертности, связанный с потреблением алкоголя, вырос на 10% (с 2013 по 2015 год, 40 случаев на каждые 100 тыс. населения). И это при том, что потребление то уменьшается!

Что же делать с нелегальным рынком алкоголя?

Меры, которые принимаются сейчас, которые представлены в федеральной «дорожной карте» по снижению — они вполне адекватны. Введение Единой автоматизированной системы учета алкоголя уже дало результаты. Не только на собираемость доходов от акцизов. Хотя – это первое, что на виду (рост составил от 17 до 24% по разным оценкам за три квартала этого года). Я думаю, что ЕГАИС надо распространять и на другие виды алкоголя (псевдоалкоголя, пиво и т. п.).

Я бы отдельно остановился на парфюмерной продукции или продукции двойного назначения. К сожалению, для региона, который я представляю, Республики Коми – это беда. «Боярышник», «Огуречник» и другая продукция двойного назначения заполонила прилавки, особенно сельских магазинов. Как следствие, с той стоимостью и доступностью продукция стала заменой дешёвому крепкому алкоголю. Исходя из ситуации за последний год мы имеем рост отравлений от алкоголя в регионе на 21%. Пообщавшись с коллегами из регионов СЗФО, у них ситуация схожая.

Однозначно, с этим надо что‑то делать. Коллеги из Министерства экономики Республики Коми подготовили свои предложения, которые я отмечу:

— включение спиртосодержащих парфюмерно-косметических товаров с высоким содержанием этилового спирта в перечень подакцизных товаров;

— установление требований к объему тары выпускаемой спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, например, до 25 мл.;

— внедрение системы государственного учета в производстве, обороте, перевозке спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции;

— усиление ответственности за незаконное производство и реализацию спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, в частности для индивидуальных предпринимателей и физических лиц (в настоящее время установлен штраф от 500 до 2000 рублей за незаконное предпринимательство и штраф за нарушение правил продажи отдельных видов товаров на граждан в размере от 300 до 1500 рублей, на должностных лиц от 1000 до 3000 рублей);

— установление требований к минимальной розничной цене спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции до уровня цены, равной пропорционально 0,5 л. водки;

— установление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации запрещать розничную продажу спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции двойного назначения.

Вот над этими предложениями, мне кажется, стоит поработать всем вместе.

Смотрите также