Осторожность и основательность, с которой пытаются подступиться к курортному сбору – оправдана и понятна.
Во‑первых, введение любого вида платежей может привести к прямо противоположному эффекту, спровоцировав социальную напряженность. Отдых и так недешевое удовольствие, а тут надо будет заплатить сверх того, что уже потрачено на путевку, тур и дорогу. Поэтому сбор, по моему глубокому убеждению, должен быть необременительным для отдыхающего.
Предварительно обсуждается, что его размер будет устанавливаться субъектом РФ, но при этом он не должен превышать 150 рублей за сутки. Называются суммы от 50–70 рублей за ночь. При этом ряд граждан планируется освободить от курортного сбора: в их числе дети до 18 лет, инвалиды и сопровождающие их лица, ветераны, Герои Советского Союза и России, соцтруда, чернобыльцы, а также те, кто приехал в регион учиться или работать. Опять же регионы смогут расширить перечень льготников.
Кроме того, турист захочет знать, и это его законное право, на что конкретно пошли его деньги. Не кому‑то в карман, а на туристическую инфраструктуру: на лавочки, фонари, дорожки, отреставрированные здания. Отсюда второй важный момент – сбор должен быть прозрачным. Необходимо решить вопрос о том, кто будет администрировать туристический сбор. Кто будет распоряжаться собранными деньгами? Как проверить целевое использование средств?
Я знаю, что у идеи курортного сбора есть и противники. Но давайте обратимся к международной практике – там страсти уже улеглись, а эффект остался. Разные европейские города устанавливают свои ставки – в некоторых городах они довольно высокие 5–7 евро. Как правило, администраторами туристического сбора выступают отели и другие средства размещения. Взять, например, Австрию. Там из отелей и гостиниц деньги поступают в специальный фонд, который контролируется общественностью, он абсолютно прозрачен. Поступившие в фонд деньги направляются на развитие и восстановление туристической инфраструктуры. И туристы видят, что они вносят свою посильную лепту в развитие и благоустройство курорта. Нам тоже надо к этому стремиться. А чтобы не спровоцировать коррупционные риски и не дискредитировать саму идею курортного сбора, надо проанализировать специфику конкретного региона и применять сбор дифференцировано – в зависимости от задач и условий.
Например, введение курортного сбора в Республике Алтай — мера правильная. Вместе с растущим потоком туристов в Горный Алтай, растет и антропогенная нагрузка на все его экосистемы. Туристы, посещающие высокогорные районы Алтая оставляют там большое количество мусора, превращают пешие и конные тропы в стихийные автотрассы — на восстановление экосистем необходимы дополнительные средства. Здесь курортный или рекреационный сбор был бы уместен и понятен. Но взимать плату с путешественников в тех районах, где даже не оборудованы места для сбора мусора, точки питания и туалеты, было бы неразумным.