Сегодня одной из важнейших проблем для парламентариев РФ является обсуждение и принятие бюджета страны. Причем формируется бюджет не только на 2017 год. Закладываются основные тренды развития на ближайшие три года. Поэтому важно четко выделить противоречия, которые имеют место в нашей экономике, и выработать методы их преодоления. В противном случае, мы через три года будем обсуждать вновь те же проблемы. Пришло время всерьез подумать о приоритетах в расходах. Что мы имеем на практике? Большинство трендов экономической политики, которые предлагают сегодня Министерство экономического развития и Министерства финансов направлены на решение проблемы сбалансированности бюджета, а не на устранение структурных проблем экономики. В результате стимулы к развитию минимальны. Расходование бюджетных средств не увязано с конкретными результатами экономической политики, с развитием отдельных отраслей и тем более с результатами деятельности конкретных предприятий. Хотелось бы подчеркнуть, что в последнее время мы все чаще говорим о реализации государственных программ и выделяем на них весьма существенные государственные ресурсы. И возникает вопрос – а почему при этом мы крайне редко обсуждаем конкретные результаты реализации этих госпрограмм? По ряду показателей измерить результативность вложенных средств практически невозможно. Нужны четкие параметры, по которым можно оценить все госпрограммы. Остаются нерешенными и множество других проблем. В частности, межбюджетные отношения. И дело даже не в процентном соотношении средств, которые остаются в бюджете регионов, и средств, за счет которых пополняется федеральный бюджет. Речь, скорее, о необходимости разработки определенного порядка, который не будет меняться, например, в течение десяти лет. Так как, если межбюджетные отношения «лихорадит», невозможно планировать развитие региона и страны в целом. Особое внимание необходимо уделить вопросам поддержки региональных бюджетов. Долги ряда субъектов Федерации превышают годовой уровень доходов этих регионов. Объём государственного долга субъектов Российской Федерации летом 2016 года составил 2,318 трлн рублей, а муниципальных образований — 339 млрд рублей. Это серьёзный вопрос, решение которого нельзя откладывать на потом.
В противном случае у нас всегда в решении конфликта между долгосрочными целями и краткосрочным развитием, побеждать будет краткосрочное развитие, тогда как негативный эффект такого подхода расхлебывать придется даже не нам, а нашим детям. Для нас важно всерьез изучить проблему реальных угроз для российской экономики, причинно-следственные связи всех имеющихся противоречий и издержек и учитывать все это, планируя развитие экономики и ее финансирование на ближайшую трехлетку.