В Воронеже 06–07 октября 2016 г. прошла II Международная научно-практическая конференция «Аутизм: выбор маршрута», на которой я выступила с докладом по актуальным проблемам диагностики и реабилитации детей, страдающих аутизмом.
В Смоленске в рамках «Школы педиатра» и «Школы родителей» организовала и 17 октября 2016 г. провела межведомственный образовательный семинар «Аутизм у детей: проблемы и решения» с участием медицинских работников, педагогов, дефектологов, социальных работников и родителей.
В семинаре также приняли участие заместитель губернатора Смоленской области Оксана Лобода, начальник Департамента социального развития Олег Лонщаков, председатель Общественной палаты Смоленской области Николай Мажар, врачи, педагоги, социальные работники и родители детей с аутизмом. В качестве лекторов совместно со мной выступили Новикова Тамара Никифоровна, доцент, заслуженный учитель, логопед высшей категории и Родин Юрий Иванович, профессор, доктор психологических наук.
На семинаре обсуждались вопросы ранней диагностики аутизма и аутистических расстройств, особенностей течения и последующей реабилитации. Большое внимание было уделено логопедическому лечению. Лекции отличались содержательностью и практической направленностью.
Расстройства аутистического спектра (РАС) и детский аутизм являются одной из наиболее сложных проблем медицины.
Трудности диагностики аутизма обусловлены отсутствием специфических, характерных только для аутизма жалоб и клинических симптомов. Однако, наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими, внимательный врач может своевременно заподозрить наличие аутизма у детей. При этом хочу подчеркнуть, что заподозрить заболевание можно даже на первом году жизни.
Аутизм нельзя вылечить, но помочь ребенку и социально адаптировать его, вернуть обществу и семье можно, при условии ранней диагностики, своевременно начатого лечения и квалифицированного педагогического сопровождения.
В последние годы частота встречаемости аутизма увеличивается, но до сих пор точных цифр его распространенности в России нет, что обусловлено трудностями диагностики, недостатком знаний этой проблемы и отсутствием порой межведомственного взаимодействия.
Для своевременного качественного оказания помощи детям с аутизмом большое внимание следует уделить обучению медицинских, социальных работников, педагогов, дефектологов, психологов, логопедов и психоневрологов. Необходимо пересмотреть программы как додипломного, так и последипломного обучения, включив вопросы, касающиеся проблемы аутизма – ранней диагностики, особенностей течения, реабилитации, социальной адаптации и профилактики инвалидизации.
В дальнейшем мы планируем продолжить образовательные межведомственные семинары не только по аутизму, но и по болезни Дауна, детскому церебральному параличу.