На 400-м заседании Совета Федерации я поделилась со своими коллегами по Палате результатами проведения самой масштабной акции в истории российского интернета — Единого урока по безопасности в сети «Интернет».
С инициативой о проведении Единого урока выступила спикер нашей Палаты В.И. Матвиенко в 2014 году на парламентских слушаниях «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет».
Единый урок, ставивший свой целью ознакомить учащихся с основами безопасного поведения в сети, с огромным успехом проходит в российских школах уже третий год подряд – в 2014 году участниками урока стали 11 миллионов школьников, в 2015 году 13 миллионов детей. Сейчас мы заканчиваем анализ результатов этого года и пока мы выходим на отметку в 12 миллионов детей, но в этом году к нам кроме школ присоединились учреждения высшего, среднего профессионального образования и учреждения для детей-сирот и мы ожидаем еще большего охвата.
На Едином уроке дети, а с ними и их родители, учатся защищать свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, анализировать правдивость и достоверность информации в сети Интернет, распознавать вредоносный контент, пользоваться антивирусами, не поддаваться на уловки интернет-мошенников и избегать деструктивных сообществ в социальных сетях.
Почему это актуально? Каждый родитель в нашей стране видит как живут их дети. Реальный мир проигрывает цифровому миру, в который так стремятся наши дети. Там они могут общаться с ровесниками из разных частей мира, смотреть фильмы, играть, слушать музыку и даже учится.
Однако, дети часто становятся жертвой троллинга, интернет-мошенничества и в принципе становятся жертвами различных угроз, которые несет в себе это информационное пространство. Пока еще наши дети не умеют защищать свои устройства и оберегать себя в цифровой жизни. К чему это проводит? Сейчас это детские самоубийства, похищения денег детей и их родителей, травля в сети и многим другим последствиям, о которых зачастую дети не говорят своим родителям и учителям и решают свои проблемы самостоятельно. Сейчас наши дети фактически предоставлены себе сами, они сами пытаются себя защитить и редко, когда им это удается – у них нет ни знаний, ни навыков, ни возможности обратиться куда‑либо за поддержкой и помощью.
Теперь давайте посмотрим на эту проблему еще и во временной перспективе. Школа ставит свою задачу в предоставлении знаний для безопасной и успешной жизни, но сейчас ежегодно около миллиона выпускник покидают стены своих школ, не имея представления как им себя обезопасить в этом новом мире. После обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования наши выпускники придут уже в экономику, где информационные технологии используются повсеместно, но навыками их безопасного использования не обладают, а свои заработанные семейные средства они будут терять, не имея навыков их защиты. Тогда отсутствие базовых мер информационной безопасности граждан станет угрозой как для экономической безопасности России, так и каждого отдельного гражданина.
Таким образом, информационная безопасность детей – это стабильность сейчас и развитие страны в будущем. Наш Единый урок, как я уже отметила, охватил миллионы детей и я надеюсь, что каждый ребенок узнал для себя что‑то новое и благодаря полученным знаниям сможет противостоять угрозам цифрового мира и риски, о которых я указала выше, затронут меньшее количество детей.
Наша временная комиссия по развитию информационного общества будет продолжать работу в данном направлении и в ближайшее время будут запущены новые инициативы, проекты и программы, которые как поэтапно, так и системно будут нейтрализовывать сетевые угрозы и создавать безопасное и полезное информационное пространство для наших детей.