За четверть века существования Российского Федерации как суверенного государства наши отношения с США укладывались в два простых этапа. Пока мы были слабые, Москве весело подмигивали из Вашингтона, но творили свое, без всякого внимания к российским национальным интересам. Как только мы начали защищать эти самые интересы, Россию записали в число главных врагов Америки и ее сателлитов.
Так в ноябре 2016 г. для застойного политического класса США случилось невероятное – американский избиратель предпочел иметь в Белом доме человека, который ни разу не пугал русскими своих сограждан, более того, обещал наладить отношения с Кремлем.
Д. Трамп исключает нашу страну из списка потенциальных «врагов Америки» и заявляет о намерении отменить многие директивы своего предшественника (пока еще президента США Обамы). Подобного до мистера Трампа никто из современных американских лидеров не предлагал.
Разумеется, о делах будущего хозяина Белого дома можно будет всерьез рассуждать лишь через несколько месяцев, но это не мешает представить ход событий в случае хотя бы частичной реализации трамповских деклараций.
Нужно напомнить, что в отличие от заокеанских мифов про «роль Москвы» в оглушительной победе миллиардера-республиканца Дональд Трамп отнюдь не пророссийский кандидат. Он тот, кто сделал ставку на «простых американцев» и здравый смысл. Зачем, например, постоянно ссориться с соседней Россией (она же ракетно-ядерная супердержава), когда можно найти с Кремлем разумные компромиссы!
В чем они могут заключаться? Д. Трамп уже отвечал на похожие вопросы. Например, борьба с международным терроризмом. Ни России, ни США в одиночку ее в полной мере не обеспечить.
Однако сотрудничество в столь деликатной сфере без доверия затруднительно. А какие могут быть союзнические отношения, если Обамой против нас были введены незаконные санкции. Кроме того, именно Обама принудил ввести аналогичные санкции страны ЕС и некоторых других своих союзников на Западе и Востоке.
Логично предположить, что Д. Трампу придется определиться с развязанной Вашингтоном антироссийской санкционной войной. Сделать ему это будет не просто, но можно. Мы же давно заявляли, что ответные меры скорректируем только после того, как западные авторы тех недружественных акций пересмотрят свои позиции.
Далее, Трамп не жаловал идеи обамовской администрации о двух трансокеанских торгово-экономических альянсах (атлантическом и тихоокеанском). В трамповской картине мира США должны снова стать великими за счет возрождения производства товаров и услуг в самих Штатах, а не в глобальных играх на других континентах во имя спорных «ценностей демократов». Тогда же вступающий в должность президент США обещал не вмешиваться без особой нужды во внутренние дела других государств.
Реализация последнего тезиса может создать гораздо более благоприятную ситуацию для решения многих региональных конфликтов, в том числе на Украине и в Сирии.
Вряд ли мистер Трамп захочет за счет американских налогоплательщиков руководить обороной европейских стран и брать на себя чужие военные риски в зоне АТР. Оба эти обстоятельства помогут проводить упомянутым странам менее зависимую от Вашингтона политику, а значит, сделают наши отношения со многими подлинно взаимовыгодными.
Относительно возможности нового витка гонки вооружений. Ее запустил отнюдь не бизнесмен Трамп, а его предшественники. Но ждать, что американцы при любом своем верховном главнокомандующем вдруг начнут спустя рукава относиться к собственной военной машине, крайне наивно.
Чем же может окончиться трамповская ревизия антироссийского наследия обамовской команды? Увидим. В любом случае нам надо полагаться не столько на добрую волю чужих президентов, сколько на собственные силы и возможности, свою патриотически ориентированную внешнюю и внутреннюю политику, свой народ и, конечно, российскую армию и флот.