Говоря о снижении реального размера пенсий, глава Минтруда России Максим Топилин имел ввиду реальную покупательную способность пенсий. Дело в том, что в пенсионном законодательстве норма, связанная с соотношением средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера, «впрямую» не прописана, но в стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года значится, что соотношение этих двух показателей должно быть приблизительно 2,5 – 3. Это тот социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения, который должен быть достигнут к 2030 году той категорией пенсионеров, которые получают трудовую пенсию по старости.
Конечно, это не означает, что в пенсионном законодательстве не будут развиваться дополнительные меры пенсионной поддержки.
Какие же меры экономического характера снижают это соотношение между средней пенсией и прожиточным минимумом пенсионеров, а какие меры, наоборот, повышают это соотношение и способствуют повышению покупательной способности пенсии?
К снижению этого соотношения приводит, в первую очередь, увеличение количества пенсионеров и уменьшение количества работающих, которые со своих зарплат производят отчисления, в том числе, в Пенсионный фонд РФ — как раз сейчас и наблюдается эта тенденция.
Во‑вторых, 15 миллионов человек работают, не оформляя трудовых отношений с работодателем или государством, а при выходе на пенсию все они будут иметь право получить минимальную социальную пенсию, правда, не в 60, а в 65 лет. Кроме того, досрочные пенсии также влияют на этот показатель – сегодня в стране 11,4 миллионов работающих «досрочников», пенсии которым выплачиваются из «общего котла» фактически за счет снижения пенсионных выплат пенсионерам по возрасту, так как их работодатели не несут полной финансовой нагрузки для их выплат.
Несистемная индексация пенсий, а также индексация не на полный уровень инфляции тоже влияет на этот показатель. Минимальный размер оплаты труда, тарифы страховых взносов, отказ от увеличения базовой части пенсии или приостановка увеличения базовой части пенсии для пенсионеров, долгое время проживающих в сельской местности, — все эти факторы также влияют на соотношение средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера.
В свою очередь, на повышение этого соотношения влияет рост объемов средней заработной платы по стране — от этого зависит объем средств, который затем через взносы попадает в пенсионную систему. Увеличение официального страхового стажа, в период которого вносятся соответствующие взносы в пенсионную систему. Индексация пенсий, в том числе, такая «донадстройка», как сокращение периода, в течение которого должна быть проиндексирована пенсия гражданина после того, как он прекратил работать. Сейчас этот период растягивается до четырех месяцев, в течение этого времени пенсионер получает непроиндексированную пенсию. Дисциплина страховых платежей трудовой миграции и в отношении самозанятого населения способствуют повышению пенсий, поскольку взносы поступают «в общий котел». Накопительные, корпоративные системы, которые сегодня развиваются, также в итоге дадут свои результаты, и при выходе на пенсию человек сможет получать значительную прибавку к страховой части пенсионных выплат.
Наконец, увеличение пенсионного возраста также влияет на этот показатель: чем человек дольше работает, тем больше он сделает отчислений в пенсионную систему. Повышение качества пенсионных сборов, увеличение минимального размера оплаты труда тоже положительно повлияют на уровень пенсионных выплат.
Есть и косвенные меры поддержки людей старшего возраста как на федеральном, так и на региональном уровне, которые мы не можем сбрасывать со счетов: льготы по оплате жилья, капитального ремонта, коммунальных платежей, наличие домов-интернатов для людей старшего возраста, где за содержание платят 75 процентов от пенсии, все остальные расходы берет на себя государство. И это действительно большая статья расходов и хорошая мера поддержки для людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а это в основном пенсионеры.
На этот показатель влияют единовременные выплаты, как, например, те, которые были произведены пенсионерам в январе текущего года в сумме 5 тысяч рублей.
Косвенной мерой поддержки может считаться 50-процентная оплата коммунальных услуг из региональных бюджетов пенсионерам, вышедшим досрочно на пенсию – учителям, сельским врачам, эта льгота с них не снимается. Льготы за проезд, в том числе в пригородных электричках, льготная газификация, а также льготное лекарственное обеспечение. Это могут быть доплаты зонального характера, так называемые «северные». Косвенные формы поддержки, безусловно, впрямую не влияют на соотношение средней пенсии и величины прожиточного минимума пенсионера, но, тем не менее, в каждом регионе такие меры предусмотрены в региональном бюджете, и средства направляются на помощь нуждающимся.
Уверен, что набор этих факторов сегодня должен стать основой в обсуждении темы поиска возможностей и дополнительных ресурсов для улучшения качества жизни пожилых людей.