День дипломатического работника, который мы отмечаем сегодня, мне особенно близок. Это и мой профессиональный праздник с того времени, когда я начала работу в Министерстве иностранных дел, затем представляла нашу страну в качестве посла на Мальте, затем в Греции.
Этот опыт научил меня многому из того, без чего невозможно добиться успеха на государственной службе. И в первую очередь — умению вникать в суть вопроса, не бояться брать на себя ответственность при принятии решений, ставить во главу угла во взаимоотношениях с другими государствами интересы своей страны и не отступать от них.
Мне могут сказать, что названные качества можно обрести и трудясь в других сферах. Спору нет, можно. И всё же в посольствах, других зарубежных представительствах сходятся, переплетаются нити не только внешней, но и внутренней политики Российского государства, всех областей жизни нашей страны.
Международное сотрудничество остается важной составной частью моей деятельности и сегодня. Это двусторонние и многосторонние связи по линии парламентов, участие в международных парламентских форумах, встречи, беседы с самыми разными зарубежными аудиториями. Словом, то, что принято называть парламентской дипломатией.
Выдающийся французский мыслитель ХХ века Раймон Арон писал: “Межгосударственные отношения выражаются в специфическом поведении персонажей, которых я назову символическими, — дипломата и солдата„. С возникновением ядерного оружия сохранение солдата в качестве одного из главных действующих лиц на международной арене сопряжено с риском ядерной войны. Это один критически важный фактор нашего времени. Есть и другой – глобализация, которая привела к заметному умножению связей между странами и, как уже сейчас видно, с противоречивыми последствиями.
Политические, экономические, социальные, культурные реалии ощутимо повысили роль дипломатии в мировой политике, расширили её диапазон, привели к выработке новых подходов и инструментов. На мой взгляд, от дипломатии в широком смысле этого слова современный мир зависит больше, чем когда бы то ни было. Но и ответственность, лежащая на дипломатах, тоже выросла. Главным критерием оценки их работы стало умение не доводить дело до острого конфликта, умение одерживать победы без войны.
Не хочу тем самым сказать, что военная мощь страны утрачивает своё значение. И сегодня эффективность дипломатических шагов государства в очень большой степени определяется наличием оборонного потенциала. В некоторых ситуациях именно он оказывается наиболее убедительным доводом. То, что Россия привела свою обороноспособность в соответствие с вызовами и угрозами времени, укрепило не только нашу безопасность, но и наши позиции на международной арене.
Сегодня это видно особенно хорошо. Попытки изолировать Россию, перевести нас в категорию периферийных государств полностью провалились. Всё больше признаков понимания того, что без реального участия нашей страны невозможно решение ключевых вопросов современности. Таких, как выстраивание нового, справедливого мирового порядка, обеспечение равной безопасности для всех, разгром международного терроризма, преодоление вызовов и угроз в глобальной экономике, гуманитарной сфере, экологии и т. д.
Говорить о коренных позитивных сдвигах на этих направлениях, безусловно, преждевременно. Некоторые страны всё ещё придерживаются концепции однополярного мира, идеи гегемонии Запада. Подобные настроения дают себя знать и среди определённых кругов в США, и в государствах Европейского союза, и в ряде других стран. Российским дипломатам приходится каждодневно в острых и напряженных дискуссиях отстаивать суверенитет и интересы нашей страны. В частности, ту непреложную истину, что интересы одного государства или группы стран не должны и не могут ставиться выше интересов всех остальных.
И всё же, повторю, было бы ошибкой не замечать появления признаков того, что международное сообщество, народы планеты устали от конфронтации, неопределённости будущего. Это открывает российской внешней политике, российским дипломатам возможности, которых ещё недавно не было.
То, что они появились, во многом заслуга руководства России, прежде всего, Президента. Внешнеполитический курс, проводимый нашей страной, отличает твёрдость в том, что касается отстаивания интересов страны, и гибкость, реалистичность в плане их достижения. Принципиально важно, что этот курс пользуется поддержкой подавляющего большинства российских граждан.
Задача дипломатов – не только предотвращение конфликтов, но и создание внешних условий, благоприятствующих развитию страны, её оптимальному участию в международном разделении труда, формирование правдивого образа России за рубежом. Решать эти задачи приходится в нелёгких условиях, в чём‑то даже более сложных, чем в период «холодной войны». Считаю, есть все основания заявить, что российские дипломаты успешно выполняют эту работу.
Я уже не раз говорила, что дипломатия – важная, можно сказать, даже очень важная составная часть деятельности российских парламентариев. Активность Совета Федерации, сенаторов на этом направлении высока.
Карта наших парламентских контактов обширна — Европа, Азия, Африка, Ближний Восток, Латинская Америка, Северная Америка. Несомненно, санкции создали помехи в нашей межпарламентской деятельности. Но только помехи, не более того.
Решение Межпарламентского союза о проведении в 2017 году его очередной, 137-й Ассамблеи в Санкт-Петербурге – ещё одно убедительное свидетельство авторитета и влияния России, российского парламента на международных площадках.
Будем действовать столь же активно и дальше, тесно взаимодействуя со всеми органами государственной власти, участвующими в разработке и осуществлении нашей внешней политики, и, прежде всего, с МИД России. Ведь именно сотрудники Министерства иностранных дел — те, кого в профессиональном сообществе принято называть кадровыми дипломатами. От всей души поздравляю их с праздником – Днём дипломатического работника!