бета

Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Культурная миссия православия

Занимаясь международной политикой, встречаясь с очень разными людьми, посещая десятки стран, я могу многое сравнивать и делать собственные умозаключения о роли религии моих предков – православии, в нашем глобальном мире, о значении православия для современной культуры в самом широком смысле этого очень емкого слова.


Впервые задуматься на данную тему меня подвигла очень откровенная беседа в Ватикане с одним из главных тогдашних идеологов католичества. Сетуя на отрицание роли христианства, которое стало модой среди политического класса Европы, этот уважаемый епископ произнес:

— Пожалуй, ваша страна, Россия — это единственное европейское государство, способное спасти христианство в Старом Свете.

Этот разговор случился задолго до нынешнего фатального кризиса западной неолиберальной модели общественного развития. С тех пор Евросоюз отказался официально упоминать христианские корни применительно к европейской цивилизации и культуре. Во многих странах ЕС стали запрещать публичное ношение крестиков и распятий в школах. Рождество Христово празднуют там уже в отрыве от его христианской сути. Пропаганда греха во многих странах Европы теперь защищена законом, а фанатики-либералы пытаются навязать подобные порядки всем остальным.

Моей знакомой итальянке, убежденной католичке и депутату Европарламента, ее избиратели преподнесли статую Пресвятой Девы Мари с младенцем Иисусом в качестве дара для всего парламента ЕС. Тамошние бюрократы от подарка отказались из соображений политической корректности и едва не выбросили его вон. Пришлось прятать Божью матерь в депутатском кабинете.

Между тем, на протяжении веков все европейское (во многом и мировое) искусство и культура росли на понятиях и образах, пришедших из христианства. После давнего раскола Церкви на Западную и Восточную они развивались самостоятельно. Причем православная восточная тщательнее хранила традиции, а западная увлекалась реформами, модернизациями, часто принося в жертву сами христианские основы.

Не случайно, многие великие русские писатели, в частности, Ф.М. Достоевский, не могли пройти мимо подобного и не раз давали свою нелицеприятную оценку опасным тенденциям в христианском мире.

Впрочем, путь православия оказался тернист. Сначала пал Константинополь – Второй Рим. Именно тогда центр православия переместился в Москву, ставшую, в этом смысле, Третьим Римом. Кстати, на исторической родине православия – территории Сирии – угнетения христиан продолжались сотни лет. Теперь к этому ужасу добавились еще кровавые преступления боевиков запрещенной в России ИГИЛ, и лишь с помощью России эти варвары 21-го века получили сокрушительный отпор.

В самой России с 1917 г. на семь десятилетий растянулась власть воинствующего безбожия. Тогда подавлялись все религии, но особенно много жертв понесли именно православные люди. Так, у нас в Перми в июне 1918 г. обезумевшие революционеры живьем закопали в землю епископа Андроника. За годы кровавого атеизма список мучеников земли Русской пополнился сотнями сотен погибших за веру свою.

5 февраля с. г. мне посчастливилось быть в московском храме Христа Спасителя, где Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию года в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тогда же мы с моим давним коллегой, ныне председателем Комитета по международным делам Государственной Думы России Л. Слуцким, высказали Его Святейшеству Кириллу некоторые соображения относительно поддержки христианских начал в культурном пространстве современной Европы и странах Средиземноморья методами общественной дипломатии.

Это было далеко не первое наше обсуждение. Оно началось еще в пору, когда нынешний Патриарх отвечал за внешние церковные связи. Кстати, с его поддержкой мне удалось провести еще лет десять назад в Риме круглый стол о значении христианских ценностей в современной Европе, ее культуре.

Уже потом, не без участия В. Путина, продолжилось сближение Московского Патриархата и Зарубежной православной церкви: произошла историческая встреча на Кубе Папы Римского и Патриарха Кирилла, а также огромное число малых и больших событий, в результате которых Русская Православная Церковь показала себя надежной опорой подлинного христианства далеко за пределами Московского Патриархата.

Да, мы с вами живем в светском государстве – Российской Федерации. Здесь многое делается теперь для поддержки традиционных религий, не только христианских. Никто не покушается и на права атеистов, агностиков. Но значит ли это, что мы вправе забывать историю, ее суровые уроки? Допустимо ли закрывать глаза на то, что пренебрежение духовным наследием отцов и дедов уже раскачивает цивилизационные основы у наших западных соседей? Должны ли мы спокойно взирать на жестокие гонения христиан радикальными фанатиками на юге от России и моральные издевательства над традиционными ценностями излишне либеральных политиков в ЕС?

Уверен, не должны, не имеем права. В противном случае, беда может рано или поздно вернуться и в наш дом. Стоит ли забывать, что разрушившее Россию в начале прошлого века «прогрессивное учение» пришло к нам именно с Запада.

Если сегодня мы не будем последовательно, профессионально, уважительно к другим, строго следуя закону проводить в современную жизнь простые, но важные идеи, которые когда‑то дали Руси возможность стать великой державой, сохранить себя вопреки всем историческим виражам, то как потом мы сможем сохранить самих себя, наших родных и близких?

В этом смысле культура стала, возможно, главным пространством, где развертываются основные события современной цивилизации. Теперь не пушки, танки и ракеты правят бал, а слово, мгновенно разнесенное через сеть Интернет по всей планете, а также образы и смыслы, растиражированные по миллиардам мобильных устройств.

Никогда еще культура не получала подобных инструментов прямого и мгновенного воздействия на человека. Никогда еще человек не мог так мощно воздействовать на культуру. Вот почему культура сегодня как никогда сама нуждается в мощной духовной опоре. Основой такой опоры по праву становится православие, свято хранящее свои традиции со времен Христа.