В Смоленске с октября 2016 года начал свою работу межведомственный образовательный семинар по проблемам аутизма. Семинар организован в рамках работы постоянно действующих в Смоленске «Школы педиатра» и «Школы родителей». Уже прошло два заседания, участие в которых приняло около 400 человек. Это медицинские работники, педагоги, социальные работники и родители детей с аутизмом. По моему мнению, проблема аутизма затрагивает специалистов различных областей и изучение её должно быть межведомственным, ведь только так возможно помочь детям с аутизмом и нарушениями развития аутистического спектра (РАС). Кроме этого, считаю, что образование специалистов разных профилей должно быть непрерывным, ведь медицина, психология – это такая отрасль, где постоянно происходят изменения. Это необходимо для того чтобы владеть информацией о последних научных данных, о достижениях в изучении проблем аутизма. Именно поэтому наш семинар должен быть постоянно действующим.
Проблемам аутизма раньше в нашей стране уделялось недостаточно внимания. Врачи и педагоги мало знакомы с этой проблемой. Задача нашего семинара — рассказать о том, что происходит сейчас в изучении проблем аутизма: в диагностике, раннем выявлении, реабилитации, обучении детей с аутизмом. Ведь, владея полной информацией, гораздо легче решать проблемы. Приглашенные специалисты делятся с врачами, педагогами, родителями самой последней информацией. Родители детей с аутизмом получают на семинарах не только знания, но и психологическую поддержку. Они задают волнующие их вопросы ведущим специалистам страны.
Вопросы образования детей с нарушениями развития аутистического спектра волнуют и педагогов, и родителей. Детям с подобными нарушениями, как правило, уже в начальной школе отказывают в продолжении образования в классе, предлагая обучение на дому. Основными сложностями являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого ребенка с РАС и другим ученикам в классе. Однако, обучаясь дома, ребенок лишен возможности общаться со сверстниками, накапливать жизненный опыт, что в дальнейшем не позволит ему социализироваться в обществе, и он останется на иждивении своей семьи или учреждений социальной защиты.
Сейчас в стране много говорят об инклюзивном образовании. Но эффективно организовать его возможно только в школах, где есть ресурсные классы. Обучаясь в таких классах в сопровождении тьютора, ребенок в дальнейшем может перейти в обычный класс и успешно там заниматься.
В работе семинаров принимают участие представители органов исполнительной власти, что очень важно, так как от них зависит организация инклюзивного образования в регионе.