В новейшей истории России 18 марта 2014 года – дата особая. В календаре о ней сказано лаконично: День воссоединения Крыма с Россией. Верно, но мало. Воссоединение Крыма с Россией – событие, вобравшее в себя очень многое.
Это возвращение Крыма на свою Родину, и, следовательно, восстановление исторической справедливости.
Это спасение русского населения Крыма от кровопролития, которое готовили ему захмелевшие от русофобии и вседозволенности украинские носители национализма неонацистского толка. Отвернуться, промолчать в ответ на призыв о помощи, чтобы остаться в чьих‑то холодных, циничных глазах демократичным и благочестивым? Нет, это не про нас, не про Россию.
Это торжество силы воли и крепости духа крымчан. Они не дрогнули перед политическим и психологическим давлением, которое обрушилось на них как со стороны участников и сторонников майдана, так и со стороны их западных покровителей. На вопрос о выборе, с кем быть, с Россией или Украиной, ответ был практически единодушный – с Россией. Таким был выбор 97 % участников референдума.
И это, безусловно, событие, которое, на мой взгляд, созвучно тому, что символизирует для нас Победа. Наше Отечество продемонстрировало готовность и дальше на деле твёрдо отстаивать свои законные интересы, свою безопасность. «Россией никому не позволено помыкать» — таков, если называть вещи своими именами, посыл, лежавший в основе мартовского обращения Президента России В.В. Путина к гражданам России и жителям Крыма. И этот посыл был народом услышан и поддержан. Воссоединение Крыма с Россией стало событием колоссальной сплачивающей силы, могучим фактором консолидации российского общества. Страна искренне и горячо поддержала главу Российского государства. Социологические опросы говорят о том, что «крымское эхо» по‑прежнему звучит громко, слышно хорошо.
Нельзя не сказать о том, что воссоединение – это событие большого сакрального значения. Именно Крым стал духовным истоком формирования русской нации, территорией, с которой началось крещение Руси, укоренение христианства. Крым, Севастополь неоднократно становились местом незабываемых подвигов защитников нашего Отечества.
По историческим меркам, три года – слишком короткий срок для глубоких выводов и долгосрочных прогнозов. Но не в данном случае. Понятно, что без проблем, трудностей не обошлось. И не могло обойтись, так как ещё в советские времена Крым стал регионом, который Украине много отдавал и мало от неё получал. Такая же политика проводилась и суверенной Украиной. Вот почему после десятилетий пребывания в её составе полуостров стал территорией, далёкой от благополучия даже по украинским критериям.
В восприятии большинства россиян Крым ассоциируется с морем, солнцем, горами, виноградниками, домами отдыха и санаториями. Это всё есть. Вместе с тем полуостров сегодня – территория восстановления и развития. Полным ходом идёт реализация Федеральной программы социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года. На её реализацию выделены значительные финансовые и материальные ресурсы. Восстанавливаются и строятся новые детские сады, школы, поликлиники и больницы, объекты транспортной и энергетической инфраструктуры. Возводится мост через Керченский пролив. Модернизируются промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Строится жильё. На полуостров пришли российское законодательство, отечественные системы пенсионного обеспечения, здравоохранения, социальной защиты, оплаты труда. Люди имеют право и реальную возможность свободно пользоваться, получать образование на любом языке: русском, украинском, крымско-татарском.
Словом, за три года Крым полностью интегрировался в российскую государственность, экономическое, социальное, культурное пространство. Сделано то, на что прежде уходили многие годы, целая историческая эпоха. И это несмотря на всевозможные препоны, чинимые Крыму Киевом, государствами Запада, включая введение санкций, попытки торговой и транспортной блокады. Крымчанам пришлось пережить и энергетическую блокаду, и перебои в водоснабжении, и провокации украинских спецслужб.
Тем не менее, крымчане не сожалеют о сделанном выборе. Согласно опросу, проведенному в ноябре 2016 года, положением дел на полуострове удовлетворено 78 % жителей Республики Крым и 74 % жителей Севастополя. Недавний опрос, проведенный среди крымских татар, показал: хотели бы переехать на Украину 0 процентов.
Во время своих поездок в Крым я каждый раз убеждаюсь в том, насколько сильна вера людей в правильность выбора, сделанного в марте 2014 года. Главное, что мы теперь вместе, а значит, все наши программы по возрождению и развитию Крыма, можно сказать, обречены на успешную реализацию. Тем более, что у крымских регионов есть природные, экономические, человеческие ресурсы, необходимые для уверенного движения вперёд.
В последнее время некоторые зарубежные СМИ распространяют слухи о некой сделке между Россией и Западом по формуле: «Крым в обмен на отмену санкций». Это от начала и до конца выдумка. Крым и Севастополь – это неотъемлемая часть России. А наша страна своими территориями не торгует.
За прошедшие три года мы наблюдаем изменение позиции у отдельных представителей наших западных партнеров – движение от полного неприятия и осуждения до попытки разобраться, что же на самом деле произошло в Крыму в марте 2014 года. Важную роль в данном процессе сыграли визиты на полуостров французских парламентариев, организованные при содействии Совета Федерации. Предложения отказаться от игнорирования свободного волеизъявления жителей Крыма все чаще звучат на дискуссионных политических площадках в различных странах мира. Полагаю, что полное международное признание итогов референдума 16 марта 2014 года неизбежно, притом не в столь уж отдалённом будущем. Реализм в политике ещё никто не отменял, а он диктует именно такое решение.