Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Заместитель Председателя Совета Федерации

Вернется ли ОБСЕ к истокам?

Продолжая курс на развитие парламентской дипломатии, на этой неделе провел серию разноформатных мероприятий с зарубежными коллегами и партнерами.

В их числе — очередной видеомост (на сей раз с Парижем) по сирийскому урегулированию, «круглый стол» на тему собственно парламентской дипломатии, 22 марта состоялась важная встреча с председателем комитета по обороне Парламента Финляндии Илккой Канервой.

Его примечательность для российского внешнеполитического восприятия состоит в скорее благоприятной истории нашего партнерства, главным образом в ОБСЕ, где Илкка Канерва председательствовал с 2014 по 2016 годы.

Напомню, что в июле 2015 года, когда Сергея Евгеньевича Нарышкина, председательствовавшего тогда в Госдуме шестого созыва, не пустили на очередную сессию ПА ОБСЕ в Финляндию, Илкка Канерва дистанцировался от решения руководства своей страны и призвал российских коллег не прерывать межпарламентский диалог, невзирая на обструкцию, и принять участие в работе Ассамблеи.

Кроме того, финский коллега является одним из четверых кандидатов на пост Генерального секретаря ОБСЕ – главного административного должностного лица организации, стратегическую значимость которой для Европы, в целом, и России, в частности, не переоценить.

С учетом очевидных проблем в ОБСЕ, связанных не в последнюю очередь с утратой её исконно консолидирующей роли, на нового Генерального секретаря возлагаются определенные надежды.

Вот имена ещё троих претендентов на этот пост, в числе которых представитель страны-союзника России: постпред Белоруссии при ОБСЕ и международных организациях в Вене Елена Купчина, экс-постпред Швейцарии при ОБСЕ Томас Гремингер, бывший еврокомиссар по расширению ЕС Штефан Фюле (Чехия).

Одному из них предстоит определить, какое место займет ОБСЕ и его институты в определении дальнейшего мирового порядка.

Будучи искренне приверженным базовым основам ОБСЕ, заложенным Хельсинскими соглашениями в 1975 году, сейчас вынужден констатировать, что этот документ практически забыт и напоминает о себе только в исторических справках. Хотя его значение, отраженное в принципах равенства всех 57 стран-членов ОБСЕ, сегодня чрезвычайно актуально, особенно в связи с участием миссий организации в целой череде «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве, включая раздирающую народы и страны гражданскую войну на Юго-Востоке Украины.

К сожалению, потеря ОБСЕ былой самостоятельности в выработке решений обезоруживает страны, участвующие в этой организации, и не входящие ни в ЕС, ни в НАТО, которые ныне определяют весь дискурс безопасности в глобальном контексте.

Необходимость реформы ОБСЕ со всей решительностью признал и Илкка Канерва. Для этого, по его словам, необходимо преодолеть кризис доверия стран-членов организации друг к другу, не позволяющий в полной мере реализовывать концепцию всеобъемлющей безопасности, на основе которой работает ОБСЕ.