В настоящее время Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию готовит рекомендации Правительству и госструктурам по итогам парламентских слушаний «О ходе реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В мой адрес поступают многочисленные обращения от предпринимателй малого и среднего бизнеса, производителей сельскохозяйственной продукции, фермеров, от простых граждан из разных регионов нашей страны. В основном – это положительная оценка наших инициатив по ограничению аппетитов сетевых монстров, защита отечественного производителя от бесконечных поборов и штрафов, а потребителя – от шокирующих наценок. Есть, конечно, и негативные отклики, но любая новая инициатива, как правило, поначалу воспринимается в штыки. Вспомните, как возмущались граждане по поводу запрета курить в местах общепита! Прошло совсем немного времени, но никому и в голову не придёт закурить в помещении, где находятся некурящие люди или дети.
Необходимо развивать и поддерживать малое предпринимательство — создать условия для льготных кредитов, снизить арендные ставки, изменить налоговую политику. Одним из способов поддержки малого бизнеса — предложение ограничить время работы крупных сетевых гипермаркетов, которое вызвало большой общественный резонанс. При этом крупный бизнес не заинтересован в работе в павильонах и магазинах шаговой доступности, и делает все, чтобы мелкая розничная торговля захлебнулась. Негласная борьба крупного и малого бизнеса идет десятилетия.
Уверен, что Законопроект об ограничении работы гипермаркетов мог бы стать хорошим подспорьем малому бизнесу. При отсутствии альтернативы люди потянутся в магазины шаговой доступности и на ярмарки выходного дня. Эта практика — ограничение работы гипермаркетов — широко используется на Западе. В это время активно проводятся ярмарки, куда приезжают сельхозпроизводители, мелкие производители колбасных и молочных изделий, других фермерских продуктов, таким образом, обеспечивая цепочку фермер-потребитель. В случае необходимости, жители идут в магазины «около дома», таким образом, поддерживая мелкую розничную торговлю.
И подтверждение этому я получаю с мест, из регионов. Обращения подписаны, но многие предприниматели и производители просят не сообщать их данные, так как боятся мести торговых сетей, а кто‑то готов бороться и идти до конца.
Поэтому привожу выдержки из некоторых писем, с орфографией авторов, дабы не нанести им вред:
«Ваша законодательная инициатива по ограничению деятельности торговых сетей нужна нашей стране как воздух. Вопросы по кредитованию малого бизнеса, по облегчению „попадания“ в торговые сети — это полумеры Малому бизнесу нужна среда для существования — а это только малые, не сетевые магазины, т. к. сетям требуются большие объемы продукции, которые малый бизнес предоставить не может. Только из малого бизнеса вырастает средний, а из среднего крупный ( это как должно быть). Засилье торговых сетей (ТС) разрывает эту цепочку в пользу тех же сетей которые теперь занимаются ещё и производством. Кроме ограничения работы ТС по времени (если это не пройдёт) предлагается рассмотреть ограничение по присутствию в % соотношении в каждом отдельном регионе. Допустим для всех ТС не более 70 %, а не как говорилось раньше , что одна ТС не может занимать более 30 % рынка. 30 % Магнит, 30 % Пятерочка, 30 % Лента — и нет малых форм торговли , а за ним и малого бизнеса, а также чтобы ТС не было в формате „магазины шаговой доступности“. ТС — это большие сроки годности, которые достигаются упаковкой с антибиотиками или аспирином, консерванты и т. д. А отсюда и соответствующее здоровье нации»
«Небольшие магазины шаговой доступности принадлежащие местным предпринимателям, вынуждены закрываться. От этого страдают и местные мелкие товаропроизводители, т. к. выставлять свою продукцию в крупные торговые сети для них затруднительно. «Входной билет» туда стоит дорого. ТС не являются налогоплательщиками в местный бюджет, торговые сети выкачивают денежные средства из экономик регионов. Из налогов платят только НДФЛ на работников, редко земельный налог, все другие налоги остаются по месту регистрации торговых компаний. При этом они не создают на территориях размещения социально значимых объектов. Растет безработица среди местного населения и как следствие, социальная напряженность в обществе. Рост товарооборота крупного ритейла обусловлен не сокращением себе подобных, а сокращением доли местной мелкой розницы. Население предпочитает завозным товарам продукцию местных товаропроизводителей. С приходом иногородних торговых сетей в регионы завозится огромное количество товара, что порождает большое количество просроченной продукции, жалобы населения, а это помимо затрат на утилизацию, еще и вхолостую потраченные ресурсы, В России деятельность крупных компаний носит «хищнический» характер извлечения прибыли. Иногородние торговые сети не создают на местах размещения ни научно- технических парков, ни значимых социальных объектов. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не осуществляет должного регулирования и поощряет торговые сети. Он фактически работает на банковскую систему, создающую выгодную для нее инвестиционную пирамиду. Для местного малого бизнеса не имеет значения, какой иногородний бренд будет доминировать на рынке для него все они единый субъект. Учитывая, что иногородние сети могут успешно дробиться и переименовываться, необходимо ограничение их общей доли присутствия в границах соответствующего административно-территориального образования разумным процентом. Учитывая вышеизложенное, обращаемся с предложением повлиять на экспансию наших регионов иногородними и зарубежными торговыми сетями, подготовить и внести законодательную инициативу по внесению изменений в статью 14 Федерального закона от 28.12. 2009 г. № Э81-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ограничивающую общее присутствие иногородних торговых сетей в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа не более чем в 50%. Снизить присутствие одного бренда федеральной торговой сети на региональных и местных рынках с 25% максимум до 10%. Ограничить присутствие иногородних сетей в секторе магазинов «шаговой доступности», за исключением торговых точек специализированной фирменной торговли. Ужесточить наказание для сетевых компаний, не ограничиваясь штрафами, а ввести прямой запрет на расширение. Инициировать внесение изменения в налоговое законодательство о порядке выплаты налогов с учетом получаемой выручки на местах размещения торговых сетей».
«Мелкая розница и продовольственная торговля вымирает в городах, вместе с малым бизнесом! При этом на всех уровнях обсуждается поддержка малого и среднего бизнеса в стране, так как, это «фундамент экономики любого развитого государства» (цитата), говорится повсеместно на заседаниях и совещаниях, в том числе и в Правительстве РФ! В то время, как магазины малого торгового формата закрываются, сокращают штат сотрудников, конкуренция с ритейлерами не имеет логического смысла.»
«В среде предпринимателей « Магнит» и « Пятерочка» называют компании «паразиты», так как они встают на дороге уже готового людского трафика наработанного годами местными предпринимателями, а затем демпинговыми ценами душат их.
При таком паразитировании этих 2-х кампаний, а они не собираются останавливаться на достигнутом, продолжая дальше захватывать регионы, от местных предпринимателей никого не останется. Куда они пойдут, да вставать на учет в фонд занятости и получать пособие по безработице. То есть сядут на шею государства. Кому от этого станет лучше один большой вопрос. Судите сами, в чем преимущество этих кампаний:
1. Кредитные средства под минимальный процент, на длительный сроки. А у группы Х5 в которую входит ООО « АГРОТОРГ» Пятерочка свой практически карманный Альфа Банк с очень лояльный владельцем М. Фридманом.
2. Этим компаниям, почему то всегда выделяют лучшие места под размещение своих торговых объектов и почему то всегда практически в центре.
Например, в Италии и в Германии подобные торговые центры размещены всегда только на окраинах населенных центров, и у них есть ограничения по временному режиму работы. Это как раз именно то, над чем Вы работаете. Почему за рубежом законодатели думают о мелко-средней рознице, а у нас вся забота о малом среднем бизнесе как всегда только на словах .
3. Ценовой демпинг, вытягивая все, что можно из производителей товаров, в виде бонусов, скидок за выбранный объем товаров, позволяет этим магазинам держать цены ниже, либо на уровне себестоимости товаров.
Все это ставит сетевые магазины в наиболее выигрышное положение, так как остальные участники рынка не имеют таких возможностей.
Считаем, что ваше решение о законопроекте в торговле даст возможность работать и развиваться далее магазинам мелкой и средней розницы. Вашу озабоченность по поводу засилья в РФ сетей продуктового ритейла, мы поддерживаем обеими руками. Это правильно и дай Бог вам удастся это сделать. Нужно сократить время работы этих магазинов, внести запрет на работу в выходные и праздничные дни. А также нужно не забывать, что есть поселки и малые города, в которых не нужны гипермаркеты с торговыми залами от 400–1000 кв. Метров. Как, к примеру, у нас в поселке с населением 10–11 тысяч человек и двух супермаркетов нам хватает за глаза, а их у нас уже 5.
Учитывая все вышесказанное, очень просим Вас довести Ваше начинание до конца, добиться урегулирования данного положения дел в пользу малого и среднего бизнеса»
Еще раз благодарю за поддержку!