В 2016 году произошли существенные реформы системы государственного управления в сфере обустройства пунктов пропуска и мест пересечения государственной границы Российской Федерации. Федеральное агентство, которое отвечало за эти вопросы, было упразднено, его полномочия были переданы в ведение Министерства транспорта.
Таким образом, все функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, созданию и развитию пунктов пропуска были возложены на нового исполнителя.
Как человеку, имеющему непосредственное отношение к государственной границе, мне близка данная тема. Опыт службы в таможенных органах позволил мне на практике изучить, чем и как живет граница.
В недавнем выступлении Леонида Бершанского – руководителя Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы, подведомственной организации Минтранса, были озвучены результаты проведенного ими анализа имущественного комплекса границы, вызывающие тревогу и множество вопросов.
Согласно этой информации, две трети пунктов пропуска изношены более чем на 65 процентов, техническое состояние оборудования и инженерных сетей большинства пунктов не отвечает современным требованиям контрольных органов, насчитывается более 60 объектов незавершенного строительства. Кроме того, были приведены цифры финансово-экономического характера, которые также свидетельствуют, что сфера обустройства российской границы долгое время пребывала в плачевном состоянии.
Сегодня в России функционирует более 300 пунктов пропуска: автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных (озерных), смешанных. Ежегодно для регистрации отправления и прибытия через них проходят миллионы людей. В Республике Алтай действует многосторонний автомобильный пункт пропуска «Ташанта», расположенный на границе с Монголией. Кроме того, по территории нашего региона проходит государственная граница Российской Федерации еще с двумя странами: Китаем и Казахстаном. Поэтому вопросы обустройства объектов границы имеют большое значение для республики. В том числе как основа для развития приграничного сотрудничества с сопредельными государствами и их регионами.
Нынешнее состояние пропускной инфраструктуры неудовлетворительно оценивается обществом не только потому, что получает множество нареканий со стороны контрольно-надзорных органов, но и потому, что вызывает неудобства для наших граждан и гостей. Ведь первое, что видят люди, прибывшие в Россию, – это пропускной пункт. Неважно – туристы, представители научных организаций, бизнеса, официальные лица, деятели культуры – свое первое впечатление они сформируют на основе увиденного на границе.
Все это, с учетом имеющихся юридических и экономических показателей, указывает на то, что вопросы обустройства российской границы требуют дополнительного внимания и поддержки государства. Необходимы мероприятия по модернизации и техническому оснащению пропускных пунктов, а также по созданию комфортных условий для граждан при пересечении ими государственной границы.
Формирование нового облика государственной границы России следует проводить параллельно с развитием территорий, прилегающих к пунктам пропуска. Меры по совершенствованию местной инфраструктуры, в том числе транспортной, коммунальной, телекоммуникационной, непременно должны включаться в общую стратегию обустройства приграничных объектов.