Российский парламентаризм отмечает 111-ю годовщину своего рождения. А ведь по меркам истории сравнительно недавно, в СССР, сами слова «парламент», «парламентаризм» заключали в себе негативную с точки зрения властей коннотацию. Они имели отношение к западным институтам законодательной власти, у которых, согласно советским канонам, не было ничего общего ни с подлинной демократией, ни с реальным выражением воли народа.
Сегодня ситуация принципиально иная. Два с лишним десятилетия, отделяющие нас от принятия Конституции Российской Федерации, полностью развеяли сомнения в политической ценности государственной эффективности парламента, показали его безальтернативность как воплощения представительной и законодательной ветви власти. Мы убедились также и в том, что потенциал российского парламентаризма практически неисчерпаем. Его принципы, нормы, запечатлённые в Основном законе, не нуждаются в частом пересмотре, реформировании. Такие шаги предпринимаются только в случае действительно назревшей необходимости. Всё зависит от того, насколько точно и в то же время гибко мы, парламентарии, интерпретируем эти принципы и положения, обогащаем их содержание в соответствии с конкретным этапом развития нашей страны и государственности, насколько умело используем в своей работе.
Оглядываясь назад, прихожу к выводу, что нам это удаётся. От состояния, порой напоминающего войну ветвей власти, от дебатов, насыщенных популизмом, отстаиванием узкопартийных и групповых интересов, мы пришли к форматам работы, обеспечивающим принятие действительно востребованных, качественных, реалистических, выполнимых на практике законов. Выстроена надёжная система связи Совета Федерации и Государственной Думы с субъектами Российской Федерации, учёта в законотворчестве и законодательстве их интересов, мнений, предложений. Налажено продуктивное взаимодействие с Президентом России, Правительством Российской Федерации, в основе которого не конкуренция властных амбиций, а выработка компромиссных решений, отвечающих интересам государства, общества, народа. Мы тесно взаимодействуем с институтами и структурами гражданского общества, включая средства массовой информации.
Я достаточно хорошо знаю, как устроены и работают зарубежные парламенты, и могу со всей ответственностью сказать, что в современном мире российский парламент – один из самых прозрачных, открытых, доступных для граждан. В нашей работе нет закрытых от общества зон, тайных механизмов, секретной политической «кухни». Все планы, нас, сенаторов, вся наша деятельность, наши позиции и мнения, вплоть до нашего имущественного положения, — всё это есть в открытом доступе на официальном сайте Совета Федерации, в социальных сетях.
Сказанное не значит, что все трудности позади, и наша работа – это исключительно движение от успеха к успеху. Проблем хватает. Глава Российского государства В.В. Путин назвал основные из них в своём недавнем выступлении на заседании Совета законодателей. Так что «головокружение от успехов» нам точно не грозит. Мы уже начали работу по учёту критических замечаний и осуществлению конструктивных предложений Президента России.
На первое место здесь я бы поставила преодоление того, что было названо в выступлении главы Российского государства суетой и штурмовщиной в законодательной деятельности. Нам, действительно, не достаёт системного подхода в этой сфере. Бесспорно, в парламентской работе всегда возникали и, конечно же, будут возникать вопросы, требующие оперативного решения. От этого никуда не денешься, такова жизнь. Но ведь в управлении страной есть и стратегическая составляющая. Мы наработали мощный свод законодательных актов, в числе которых 20 отраслевых кодексов. Это прочная основа для того, чтобы всё более широко и активно внедрять в законодательную деятельность Федерального Собрания перспективное прогнозирование и планирование.
Первостепенное значение имеет, по моему мнению, дальнейшее развитие системы обратной связи. С обществом, с людьми надо разговаривать — это непреложное условие для каждого парламентария, который, напомню, помимо законодательной функции еще и представляет свой регион, его жителей. В связи с этим считаю целесообразным сделать обязательной практику регулярных отчетов сенаторов не только перед органами власти субъекта Федерации, но также и перед его жителями. Ряд сенаторов это уже делает. Считаю, что это должно стать неотъемлемой частью деятельности каждого члена Совета Федерации.
Мы много сделали для укрепления связей с регионами. Тем не менее, нельзя сказать, что здесь всё благополучно. На мой взгляд, мы всё еще недостаточно учитываем интересы и позиции субъектов Российской Федерации. И, что особенно огорчительно, — успешные практики, положительный опыт решения острых проблем, накопленный ими. А ведь в осмыслении, обобщении, использовании опыта и заключается один из основных источников развития парламентаризма. Спору нет, успешными практиками других стран, рекомендациями экспертов также не следует пренебрегать. И всё же главное направление развития отечественного парламентаризма я вижу в опоре на наши собственные, российские традиции, российский опыт.
У каждого конкретного отрезка времени свои особенности, акценты. В условиях обострения международной обстановки, поворота Запада в сторону конфронтации с нашей страной в деятельности отечественного парламента заметно выросла роль того, что принято называть парламентской дипломатией. Она стала одним из важнейших инструментов внешней политики Российской Федерации.
Разумеется, на первом плане нашей работы в этой сфере — борьба с международным терроризмом, упрочение международной безопасности, урегулирование конфликтов на Украине и в Сирии. Мы используем любые возможности, имеющиеся в сфере межпарламентского сотрудничества, для донесения наших подходов, продвижения наших предложений. В частности, по инициативе Совета Федерации проведена серия парламентских видеомостов по урегулированию сирийской проблемы с участием политиков и экспертов ряда стран. В стенах палаты регулярно проходят встречи сенаторов с зарубежными коллегами. Мы сами часто выезжаем с визитами в другие страны по приглашению их парламентов. Некоторое время назад Совет Федерации совместно с Государственной Думой выступили с инициативой проведения межпарламентских консультаций в «нормандском формате». Содействуем поездкам зарубежных парламентариев в Сирию, а также в Крым. Используем другие формы взаимодействия по межпарламентской линии.
Конечно, не всё и не всегда получается. Тем не менее, могу со всей ответственностью сказать, что наши усилия дают результаты. Нельзя не видеть, что масштабная атака Запада на Россию с целью её политической изоляции, инспирирования «цветной революции», эта атака, образно говоря, захлебнулась. Мы не только выстояли, но и укрепили своё влияние на международной арене. В мире растёт понимание того, что ни один сколько‑нибудь значимый вопрос мировой политики невозможно решить без участия России.
Важным событием 2017 года станет 137-я Ассамблея Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге. Решение МПС провести очередную сессию именно в России является признанием международного авторитета нашей страны. Мы сделаем всё, чтобы форум в Санкт-Петербурге прошёл на самом высоком уровне.
Отечественный парламентаризм находится, образно говоря, в хорошей форме. Мы доказали, что парламент – надёжная опора российской государственности. Сделать ещё предстоит многое. Не всё будет легко. Но сейчас мы гораздо лучше знаем, что и как надо делать.
С праздником, дорогие коллеги!