Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Законодательное обеспечение «цифрового уклада»

С растущей востребованностью и актуальностью проекта «цифровой экономики», возрастает необходимость своевременного осмысления возможности и ограничения всей системы цифровых технологий, перевести их в понятия правового регулирования.

«Цифровая экономика» — это не только сама экономика, но и весь общественный уклад, базирующаяся на громадных массивах информации, которая непрерывно создается, хранится, защищается, обрабатывается и передается на громадных скоростях, что позволяет принимать более качественные решения, не только в хозяйственном блоке, но и социальной сфере, госуправлении, политике, обороне. Это особая цифровая модель современного общества, где за счет обработки громадных массивов данных создаются новые, невиданные доселе блага для общества, государства и отдельного человека.

Но все эти настоящие и будущие блага могут стать реальными, только если разные объекты и субъекты «цифровой экономики» будут осмыслены в правом поле, если связи между ними приобретут постоянные правовые алгоритмы. В экономике примером нового концептуального подхода к понятиям рынка и конкуренции может служить модификация закона классической экономики с прежней концепции «невидимой руки рынка» на понятие «видимой и измеряемой руки».

При этом весь проект включает в себя восемь направлений. Это законодательство и нормативная база, образование и здравоохранение, кадры, наука, информационная безопасность, прикладные разработки, «умный город», система управления и госуправление. К этому времени требуется упорядочить подходы к нормативному правовому регулированию, для стимулирования «цифровой экономики» на всем пространстве Евразийского экономического союза. Наконец, к этому же сроку — 2018г., по данному проекту планируется принять налоговые и прочие преференции для организаций, связанных с развитием современных технологий, сбором и обработкой больших массивов данных.

Ожидается, что в 2019 г. будет сформулирована концепция развития цифровой экономики, а в 2020 г. надо будет принимать базовый федеральный закон, определяющий основные внутренние отношения.

В частности, в этом законе должны быть сформулированы основные понятия, категории и принципы законодательного оформления «цифровой экономики». В нем должны быть описаны новые сущности цифрового уклада, выстроены связи между его участниками. Следует учесть «цифровую» специфику в отношениях производитель — потребитель, заказчик — поставщик, государство — личность, общество — гражданин и прочих взаимосвязях.

Кроме того, в этом законе необходимо определить: особенности важнейших направлений деятельности «цифрового уклада», права и обязанности участников, виды правоотношений и условия их возникновения, уровни ответственности субъектов. В нем следует прописать механизм применения особых правовых условий для стимулирования разных направлений «цифрового уклада» и вопросы юридической значимости цифровых данных.

Например, к 2024 году планируется создать в стране такую юрисдикцию, которая, с одной стороны, стимулировала инвесторов продвигать технологические инновации, и в то же время – охраняла права на интеллектуальную собственность, защищала интересы владельцев данных, поддерживала оборот информации в нужных параметрах.

В 2019 году должны быть приняты законы, регулирующие применение технологий интернета вещей, распределенного хранения информации и «больших данных», а также развертывание сетей пятого поколения.

В блоке «Цифровая безопасность» ожидает своего законодательного закрепления юридический статус цифровых сервисов (включая интернет-сервисы). Давно назрел вопрос правового оформления технологии блокчейна и криптовалют. В частности, блокчейн через революцию в документообороте может изменить наше представление о возможностях бюрократии.

Работу по созданию законодательной инфраструктуры «цифрового уклада» следует начать с оценки уже существующего законодательства, касающегося цифровых технологий, следует выявить, какие законы содействуют их становлению, а какие — препятствуют.

Например, в сегодняшнем варианте программы не устранены упущения в текущих законах, например, формирование «цифрового уклада» будет тормозиться без современных систем охраны авторских прав и интеллектуальной собственности. Например, по мнению авторов проекта «Цифровая экономика» по самому продвинутому его направлению -»Государственное регулирование», уже в 2018 г. в отдельных отраслях законодательства должны быть убраны многие правовые ограничения.

Широкие возможности нового уклада просматриваются в сфере развития голосующей и опросной демократии, с ее безграничными возможностями оперативного обращения к мнению населения, потребителям, гражданам. И здесь снова требуется правовое осмысление самих процедур и правового статуса результатов действия «низовой демократии».

Задачу создания такой законодательной инфраструктуры «цифрового уклада» не стоит откладывать в долгий ящик.