19 июля Совет Федерации одобрил проект Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества». Как представитель Республики Алтай, одного из двух регионов России, граничащих сразу с тремя иностранными государствами, хочу выразить слова поддержки и благодарности разработчикам инициативы. Мы давно ждали этого.
Данный закон является чрезвычайно нужным и актуальным для таких субъектов, как наш. Геополитическое положение Республики Алтай предопределяет ее роль и перспективы в развитии международного сотрудничества.
Наш регион осуществляет активную внешнюю торговлю с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья. Например, с Кореей, Китаем, Гонконгом, Чехией и другими. Кроме того, партнерские отношения Республики Алтай осуществляются в рамках заключенных соглашений и договоров между приграничными регионами Монголии, Китая и Казахстана, причем взаимодействие с каждой из этих стран имеет свою специфику.
В частности, торговля Республики Алтай с аймаками Монголии, наряду с совместными проектами в сферах культуры и науки, в настоящее время развивается динамично. Традиционно интенсивно ведется сотрудничество с Китаем, главным образом, с его западными провинциями. На экспорт идут пух, шерсть, древесина; на импорт — продукты питания, товары народного потребления, технологическое оборудование. Однако приграничная торговля Республики Алтай с Казахстаном развивается не столь динамично, несмотря на потенциал сторон в этой сфере, что в большей степени объясняется отсутствием транспортного сообщения.
Как мы видим, Горный Алтай активно сотрудничает с сопредельными странами, их регионами и отдельными муниципальными образованиями. Однако до настоящего момента эти отношения регламентировались недостаточно полно, лишь в соответствии с общими нормами внешнеэкономической деятельности.
В связи с этим республика возлагала большие надежды на федеральный парламент в части разработки специального документа, регулирующего сферу приграничного сотрудничества. Сегодня, благодаря дополнительным усилиям парламентариев, такой закон принят. Уверен, он позволит достичь значительного прогресса в реализации экономического потенциала приграничного сотрудничества.
Однако для комплексного решения проблемы нужна не только нормативно-правовая база, но и соответствующая материально-техническая основа, чтобы неудовлетворительное состояние приграничной инфраструктуры, включая транспортное сообщение, связь и энергетику, не помешало воплотить достигнутые договоренности. Как в случае недостаточной развитости взаимодействия Республики Алтай с соседними районами Казахстана из‑за отсутствия регулярного транспортного сообщения.
Подводя итог, еще раз подчеркну, что совершенствование законодательной базы приграничного сотрудничества регионов России с сопредельными государствами и их территориями — необходимое условия развития экономики, однако не исчерпывающее. Для успешной реализации потенциальных договоренностей необходимы соответствующие материально-технические условия, которые требуют увеличения затрат на содержание приграничной инфраструктуры и прилегающих территорий. Что, в свою очередь, зависит от внедрения новых механизмов финансирования и изменения вектора государственной политики по обустройству и развитию приграничной инфраструктуры.