Конституционная цель функционирования электоральных механизмов – обеспечение действительного представительного характера публичной власти, выражающей реальную волю избирателей. Задача государства, законодателей состоит в выстраивании такой избирательной системы, которая могла бы эффективно такое выражение воли избирателей обеспечивать, ориентировать выборные органы публичной власти на реализацию правовых ожиданий избирателей.
Главная цель так называемого «муниципального фильтра» состоит в обеспечении легитимности выборов, которая необходима на всех циклах избирательного процесса – начиная с выдвижения кандидатов и завершая голосованием за их избрание. Механизм применения муниципального фильтра доказал свою эффективность, что, однако, не исключает возможности его дальнейшего совершенствования, корректировки с учетом результатов апробации и политических реалий.
Избирательная система на стадии выдвижения кандидатов не должна создавать необоснованных преград для реализации права быть избранным. В то же время, система должна не допускать попадания в списки кандидатов «случайных» лиц, а также «проворачивания различных трюков» – вроде включения в список одноименных кандидатов только с целью ввести в заблуждение избирателя, что является проявлением политической недобросовестности. Муниципальный фильтр не может использоваться с целью ограничения политической конкуренции, напротив, такой механизм обеспечивает комплексный характер политической борьбы, предопределяя необходимость системного подхода к выборному процессу со стороны кандидатов и политических партий. Только посредством обеспечения кооперации и диалога органов местного самоуправления, реализующих полномочия в пределах соответствующих муниципальных образований, и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие муниципальные образования, возможно достижение максимального уровня качества публичного управления. Именно для этих целей законодателем и были приняты положения законодательства о муниципальном фильтре – для стимулирования политических партий организовывать собственную деятельность и изыскивать поддержку электората на уровне местного самоуправления с целью проведения непротиворечивой политики на территории субъекта и обеспечения наибольшей согласованности действий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов федерации. Это также необходимо и для обеспечения диалога между кандидатами, предлагающими свои кандидатуры в порядке самовыдвижения, и органами местного самоуправления – диалога о том, что конкретно может предложить кандидат для улучшения качественной стороны осуществления государственных и муниципальных функций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Допустимость применения «муниципального фильтра» в избирательной системе подтвердил Конституционный Суд России, выразив соответствующую правовую позицию, указав, что «федеральный законодатель вправе – исходя из конституционных основ единства публичной власти в Российской Федерации и объективной необходимости взаимодействия с органами местного самоуправления органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложена ответственность за обеспечение социального, экономического и иного развития территории субъекта Российской Федерации, а значит, и каждого входящего в его состав муниципального образования – предусмотреть те или иные формы участия выборных лиц местного сообщества, учета их мнения в рамках процедуры замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)».
Отдельно следует оговорить аспект явки: явка на выборы не является показателем их
легитимности, а равно не является и показателем отсутствия «достойного»
кандидата. Отсутствие порога явки избирателей, которое широко практикуется
в различных правопорядках, связано, главным образом, с низкой явкой, – в противном случае выборы в принципе было бы невозможно признать состоявшимися.
Это мера, к которой государство подталкивают сами избиратели, воздерживаясь от реализации своего активного избирательного права. К примеру, на прошедших в этом году парламентских выборах во Франции – как в первом, так и во втором
турах – явка избирателей составила менее 50 %. При этом на легитимности выборов
низкая явка не может сказаться, поскольку результаты выборов, как правило,
практически при любой явке в целом совпадают с результатами опросов
общественного мнения. Хотя, конечно, катастрофически низкая явка на региональных или муниципальных выборах заставляет всерьез задуматься и об эффективности деятельности властей и доверии к ним со стороны населения, и о понимании населением того объема прав, которое оно имеет в сфере организации
публичного управления.