С каждым годом в регионах все большее применение находит практика реализации проектов инициативного бюджетирования. По сути, это – участие граждан в распределении бюджетных средств муниципалитета, которое с каждым годом становится активнее в разных субъектах страны. К примеру, участие граждан в процессах социально-экономического развития Республики Башкортостан является неотъемлемым элементом Стратегии развития до 2030 года, а в Кировской области участие муниципальных районов и городских округов в реализации проекта по поддержке местных инициатив на сегодняшний день доведено до 100%.
Говоря о статистике, следует отметить, что количество таких проектов за период 2015–2016 годы выросло в 2,6 раза – с 2 430 до 6 347. А сумма средств, реализованных в рамках таких проектов достигла более 7 млрд рублей из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. Растет и спектр областей, в рамках которых реализуются «народные» проекты. Так, в Республике Коми – в одном из пилотных регионов по развитию инициативного бюджетирования – успешно действует проект «Народный бюджет», в рамках которого в 2017 году реализовано 144 проекта по 9 направлениям, среди которых культура, физкультура и спорт, образование, благоустройство, этнокультурное развитие.
Успешность и практическая значимость проектов расширяет географию инициативного бюджетирования: в 2016 году были вовлечены 28 субъектов, а в 2017 году эта цифра возросла уже до 47. Более того, элементы инициативного бюджетирования уже есть в национальном проекте «Комфортная городская среда», который реализуется по всей стране в 2017 году.
Очевидно, что эффекты внедрения практик инициативного бюджетирования самые позитивные. Наряду с экономической составляющей (повышение эффективности расходования средств и сохранности реализованных проектов) важную роль играют социальные аспекты. Благодаря реализации проектов решаются социальные проекты, повышается уровень доверия к власти, растет вовлеченность граждан в бюджетный процесс и местное развитие, при этом снижаются иждивенческие настроения в обществе.
Однако реализация проектов инициативного бюджетирования зачастую тормозится из‑за проблем в нормативном регулировании данной сферы. В настоящее время регионы из‑за отсутствия федерального законодательства вынуждены самостоятельно формировать нормативное поле. Так, к примеру, Пермский край принял свой региональный закон в этой сфере; некоторые регионы создают локальные программы народного бюджетирования, при этом единого механизма их реализации нет. Расширению практики инициативного бюджетирования в субъектах будет способствовать включение этого понятия в новую редакцию Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Назрела необходимость и федеральной программы по поддержке в субъектах РФ проектов инициативного бюджетирования, направленных на развитие инфраструктуры муниципальных образований и благоустройство их территорий. Для вовлечения максимального числа регионов также следует активизировать работу по обучению сотрудников федеральных и региональных органов власти, консультантов, представителей общественности использованию практик участия граждан в бюджетных решениях, а также на систематической основе обобщать лучший российский и зарубежный опыт в данной сфере.
Говоря о потенциальных плюсах от участия в инициативном бюджетировании, необходимо учитывать интересы отдельных граждан. Более активному их вовлечению в обсуждение и реализацию проектов будет способствовать возможность установления налогового вычета физическим лицам, осуществляющим пожертвования в рамках реализации проектов.
Следует отметить, что народное бюджетирование – тот уникальный механизм, при котором инициатива исходит от населения, заинтересованного в развитии и благоустройстве территории своего проживания. Именно люди, проживающие на определенной территории, лучше понимают, какой проект более востребован в их муниципалитете, что создаст для них более комфортную среду проживания. Именно поэтому задача федерального центра сегодня – сделать этот механизм удобным и востребованным во всех субъектах страны.