Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Искусство развивать нравственность

Считанные дни остались до начала нового учебного года. По сложившейся традиции праздник школьников и студентов, педагогов и родителей именуется Днем знаний. Так повелось с 1984 года после решения Президиума Верховного Совета СССР. Но если вдуматься, название отражает лишь небольшую часть всеобъемлющего, фундаментального явления – образования.

Вспоминаю, как в июле 1991 года всенародно избранный Президент России Борис Николаевич Ельцин после вступления в должность подписал свой первый указ. Примечательно, что в непростое, тревожное время глава государства определил в этом документе главную задачу – разработку и реализацию первоочередных мер по развитию образования.

 В начале 90-х мы вместе с моим коллегой по правительству Эдуардом Дмитриевичем Днепровым работали над российским законом «Об образовании». Эксперты и чиновники тогда много дискутировали о том, что считать приоритетом – обучение или воспитание? В итоге в преамбуле закона было особо обозначено, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Именно так: сперва – воспитание, потом – обучение. Важно, что подобный порядок сохранился и в федеральном законе, принятом в 2012 году. Здесь образование трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».

Почему именно воспитание играет первую роль в формировании личности? Ответ был дан еще в Древнем Риме. «Qui proficit in litteris, sed deficit in moribus, plus deficit, quam proficit», — гласит латинская поговорка. Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает. Примечательно, что это народное изречение предпослал в качестве эпиграфа к своей книге «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году» основоположник классической педагогики Ян Амос Коменский. Мыслитель сформулировал не устаревшие и ныне «Шестнадцать правил искусства развивать нравственность», назвав основные добродетели – мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

С тех пор прошло много веков. Но философы, педагоги, общественные деятели продолжают дискутировать о том, какими качествами должен обладать хорошо воспитанный человек. И здесь стоило бы обратить внимание на одну из важнейших черт личности — самостоятельность. Это умение самому принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Не жить за счет других, а самому обеспечивать себя и близких. Отстаивать свои убеждения, свой выбор. Даже в юные годы, когда многим кажется, что родителям виднее, кем должен стать их ребенок в будущем. В этом контексте задача школы – помочь детям осуществить именно их мечту, а не желания родителей.

Представляет интерес и опыт Страны восходящего солнца. Японцы, укладывая детей спать, говорят им: «Все ли ты сделал сегодня? Потому что завтрашний день может и не наступить». Суровые природные условия, частые стихийные бедствия воспитали у японцев такие качества, как упорство и настойчивость в преодолении трудностей. А еще – умение ценить каждое мгновение, наполнять его полезными делами.

Чтобы, как говорил еще Марк Аврелий, жить каждый день так, как если бы он был последним.