Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Зашита прав авиапассажиров — декларация государства об уважении имущественных и социальных прав граждан

21 августа вступил в действие закон о вхождении России в Монреальскую конвенцию, регулирующей правила международных пассажирских авиаперевозок.

Положения этой конвенции предполагают многократное повышение максимального уровня возмещений пассажирам и их родственникам за ущерб, но лишь на международных линиях. Полеты внутри России, как и прежде, будут регулироваться правилами международной Варшавской конвенции, которая была принята еще в 1929 году. СССР примкнул к ней в 1934 г., позже Россия ее также ратифицировала.

Размеры компенсаций оцениваются в специальных правах заимствования (СПЗ) — безналичном, платежном средстве, эмитируемым МВФ. На сегодня стоимость 1 СПЗ — около 83,44 рубля.

Будет интересно сравнить уровни возмещения за различные виды ущерба по этим двум конвенциям. Например, в случае утраты, повреждений и опоздания багажа по Монреальскому договору предусмотрены компенсации до 1131 СПЗ, или около 95 тыс. руб. По Варшавской конвенции за утрату багажа пассажир мог получить до 600 руб. за 1 кг и до 11 тыс. руб. — за ручную кладь в случае, если ценность багажа не была точно установлена. Далее, выплаты при задержке вылета соответственно составили: по Монреальской конвенции — до 4694 СПЗ, то есть около 390 тыс. руб., по Варшавской — 25 рублей за каждый час. Но в большинстве случаев она вовсе не выплачивалась. И наконец, в случае смерти пассажира размеры выплат по новому договору могут составлять до 113 100 СПЗ, или более 9 млн руб., по Варшавскому варианту — не более 2 млн рублей.

По Монреальской конвенции, защищены и права авиаперевозчиков: если будет доказано, что их вины в нанесении ущерба пассажирам нет, они получают гарантию не производить выплаты сверх лимита (100 тыс. СПЗ или 830 тыс. руб.).

Кроме того, теперь пассажир получает новое удобство: он может сам выбирать место обращения в суд с иском к авиакомпании: по месту своего жительства или регистрации перевозчика.

Специалисты утверждают, что в условиях сегодняшней высокой конкуренции эти меры не приведут к росту цен авиабилетов, что выгодно выделяет это мероприятие от многих подобных законодательных актов.

Остается только сожалеть, что новые правила коснутся всего лишь меньшей части наших авиапассажиров. Все внутренние авиаперевозки останутся под действием «древней» Варшавской конвенции, а это будет разделять россиян на «международников» и «отечественных» пассажиров. В минувшем году у российских авиакомпаний две-трети всех авиаперевозок пассажиров пришлись на внутренние рейсы, одна треть – на международные.

Это, на первый взгляд скромное событие для громадной страны, наводит на ряд размышлений, касающихся не сиюминутных, процедурных вопросов нашего бытоустройства.

Если допустить, что косвенным индикатором отношения государства к своим гражданам может служить оценка стоимости их жизни (в том числе при компенсации за ущерб при авиаперелётах), Россия в этой области сделала громадный рывок, последствия которого сейчас трудно оценить. Через вхождение в Монреальскую конвенцию Россия сделала шаг в направлении укрепления достоинства человека, его экономических и социальных прав, консолидации глубинных основ гражданского общества.

Эта конвенция и размером компенсаций, и перечнем условий их выплаты гораздо решительней защищает интересы пассажира, она служит примером четкого законодательного определения материальной ответственности за причиненный личности ущерб, не в пример от в целом декларативной Варшавской конвенции. Кроме того, большинство положений Монреальской конвенции, касающихся размеров материальных обязательств перевозчика, имеют режим прямого действия и имеют преимуществом перед национальным законодательством. Это событие — позитивный прецедент, который может быть вскоре повторен во многих других российских законах и нормативных актах.

Можно надеяться, что вхождение России в новую конвенцию – это правильный и решительный шаг в направлении гуманизации всего рынка транспортных услуг, а в более общем плане – шаг к укреплению ответственности государства и бизнеса перед человеком и потребителем.