Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Вмешательство: призраки и признаки

Всего через день после пресс-конференции с коллегой О. Морозовым, где было сказано, что мы «видим признаки вмешательства США во внутренние дела России (в т. ч. в период проведения региональных выборов 2017 г.)», глава американского Госдепа Р. Тиллерсон заявил: «Россия вмешивалась в выборы у своих „демократических соседей“, представляя угрозу для этих стран».


Подобное из уст их госсекретарей слышится многократно. Пикантность нынешнего «откровения» в том, что сам мистер Тиллерсон, как и его босс Д. Трамп, объявляются их американскими оппонентами «кремлевским порождением» и результатом «вмешательства Москвы в американские выборы».

Напомню, когда год назад в Штатах разгорелся скандал вокруг отнюдь не демократичного отношения Демократической партии США к их кандидатам на президентских праймериз, команда Х. Клинтон запустила «дезу» про русский след всплывшего против нее компромата. В итоге, вместо разбирательства по существу (о грубых нарушениях в предвыборном штабе Клинтон и самой Демпартии) стрелки в Вашингтоне привычно и безапелляционно перевели на Москву. А потом и скандальный проигрыш демократы списали на «козни Кремля», отметим, без внятных доказательств. Западные СМИ послушно подхватили американскую дезинформацию и стали раздувать рукотворный скандал, пугая «цивилизованный мир» знакомым призраком «русской угрозы» и вездесущей «рукой Москвы».

Одновременно США беззастенчиво занимались любимым делом — вмешательством во внутренние дела суверенных государств. В этом смысле они напоминают фокусников, которые, делая магические пассы, отвлекают зрителей от реальных манипуляций. Для доказательства призываю в свидетели президента Соединенных Штатов Дональда Трампа.

22 августа с. г., выступая в предместьях Вашингтона на военной базе Форт-Майер, он обещал “более не использовать американские вооруженные силы для построения демократии в далёких странах или пытаться выстраивать других по нашему образу и подобию». Иными словами, высшее должностное лицо США публично признало, что американцы даже использовали свои войска для вмешательства во внутренние дела других и пытались менять чужие политические системы (подобные деяния противоречат международному праву).

Может быть, Трамп оговаривает предшественников? Отнюдь! Еще один мой свидетель, его предшественник и однопартиец Дж. Буш (младший), выступая 6 ноября 2003 г. на юбилее американского Национального фонда за демократию (организация официально признана в РФ нежелательной за грубые попытки вмешательства в наши внутренние дела в 2015 г.), прямо предложил сменить политический строй в 40–50 государствах мира. Причем такого рода свидетельств первых лиц США у автора много. Следовательно, речь идет об осознанной, прямой, открытой и долговременной государственной политике, направленной, в том числе и главным образом, против моей Родины. Этого в Вашингтоне также не скрывают, называя основным вызовом для США возрождение России (см. июньский 2017 доклад американской военной разведки, опубликованный на ее официальном сайте -http://www.dia.mil).

Замечу, для установления подобного рода фактов не требуются ни секретные источники спецслужб, ни головоломные аналитические упражнения. Все в открытом доступе, в официальных источниках США! Более того, американские пропагандистские каналы, вещая на русском и других языках народов России, круглосуточно говорят, по сути, одно и то же: власть в нашей стране пора де менять.

Одновременно Конгресс США практически единогласно принимает летом с. г. долгосрочные и масштабные санкции против РФ, приравнивая нас к Ирану и КНДР. При этом конгрессмены в многочисленных публичных заявлениях не скрывают — основной целью санкционной атаки является смена режимов в странах — целях, а на «сдерживание России» невоенными методами из бюджета США уже определено дополнительно четверть миллиарда долларов. Немалая часть выделяемых против РФ средств поступает в оборот через аффилированные с властями США неправительственные организации, и далеко не только американские. Не будем забывать, что ряд запрещенных в РФ иностранных НПО до сих пор активно функционирует и в ЕС, и в странах СНГ, опоясывая нашу страну своими филиалами, представительствами и активистами. Эта информация также находится в открытом доступе.

Достоверным фактом является и то, что на протяжении всего существования РФ американские юридические и физические лица многократно и целенаправленно вмешивались в российские выборы разных уровней. При этом часть фигурантов не скрывала подобной деятельности, даже публично хвалилась этим. Сам президент Обама лично пытался указывать России, кто с его точки зрения должен, а кто не должен быть нашим президентом.

Есть и чисто количественные индикаторы активности внешних оппонентов. В годы федеральных выборов, иностранное финансирование российских НКО (по их же отчетам), так или иначе принимающих участие в избирательных процессах заметно возрастает. С учетом сказанного, лишь очень наивные люди, либо закоренелые лицемеры могли допускать, что российские региональные выборы 2017 г. окажутся вне поля зрения наших американских «доброжелателей».

Неслучайно 11 августа с. г. Министр иностранных дел С. Лавров профилактически заметил: «Я не знаю, какие планы у посольства США, но было много эпизодов, когда американские дипломаты были замечены в противоправной деятельности. Соответствующие наши службы должны принимать соответствующие меры». Тогда же глава МИД РФ сказал: «в соответствии с Венской конвенцией нанятый в России персонал посольства США не может заниматься дипломатической деятельностью, включая политические аспекты… Но нередки были случаи, когда сотрудники посольства США из числа нанятых на месте ездили по разным регионам, проводили опросы населения: как они относятся к губернатору, вообще к федеральному центру. В таких ситуациях мы вежливо просим наших американских коллег с этими людьми разорвать служебные отношения».

К слову, интенсивность подобной активности непосредственно из посольства США в августе-сентябре текущего года, вероятно, снизилась из‑за резкого сокращения их штатной численности в результате ответных российских мер по восстановлению паритета дипломатических сотрудников. Еще одна причина — дополнительные деньги на «сдерживание России» начнут выделяться из американского бюджета лишь с 2018 г. (не под президентские ли выборы?). Кроме того, недавно принятые законы и усиление в 2017 г. работы по системному укреплению государственного суверенитета и предотвращению вмешательства в дела РФ также сыграли свою роль (это отмечают в т. ч. наши оппоненты — им стало сложнее реализовывать свои планы). Наконец, очевидная политическая стабильность российской политической системы, рост общественного сознания и проводимая в стране демократизация (в частности, возвращение прямых губернаторских выборов) сделали невозможным какое‑либо заметное влияние внешних факторов на итоги конкретных региональных выборов.

Кроме того, отечественные апологеты иностранных центров вмешательства в суверенные дела России, так называемые несистемные борцы за справедливость и прозападные фигуранты избирательных процессов в РФ, не столь наивны. Не стоит ожидать, чтобы они, находясь в здравом уме, по собственной воле стали бы оповещать мир о своих иностранных кураторах. Более того, часть этих лиц наоборот, постоянно отрекается на публике от получения каких‑либо инструкций или средств извне. Порой столь рьяно, что невольно задумываешься об искренности и правдоподобности таких заявлений.

Значит ли сказанное, что конкретных попыток вмешательства в наши суверенные дела в период выборов 2017 г. не было вообще, и мы можем сидеть, сложа руки? Не думаю!

Во‑первых, увы, далеко не все виды внешнего вмешательства еще оговорены в российском законодательстве как противоправные. Надо бы сделать так, чтобы никакого иностранного присутствия на наших выборах совсем не было (за исключением определенных законом и международными обязательствами РФ официальных наблюдателей из‑за рубежа).

Во‑вторых, наши оппоненты достаточно опытны, чтобы действовать только лобовыми атаками. Так, по мнению экспертов, они хотят сосредоточить свои главные усилия на весну 2018 г., к президентским выборам. Сейчас же ведут подбор людей, налаживают схемы их обеспечения, отрабатывают методики замаскированного влияния.

В‑третьих, презумпция невиновности не позволяет автору называть имена, но те материалы, которые поступают в адрес нашей сенаторской комиссии, в том числе от граждан, заставляют задуматься о некоторых событиях августа-сентября с. г. с позиции воздействия извне на ряд фигурантов прошедших выборных процессов. Возглавляемая мной Комиссия СФ не может и не будет подменять иные властные структуры, но мы из всего объема полученных данных сделаем соответствующие выводы и предложения, которые скоро найдут отражение в официальных докладах.