Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Как дважды два

Российская сенаторская комиссия по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела нашей Родины существует немногим более трех месяцев. Но вокруг ее работы уже успело образоваться немало слухов.


С одной стороны, это косвенно свидетельствует о высоком интересе к нашей деятельности со стороны СМИ и общества в целом. Во всяком случае, впервые за тысячелетнюю отечественную историю появился официальный и публичный парламентский формат для систематического мониторинга и законодательного реагирования на попытки интервенции в суверенные дела России не военными методами.

С другой стороны, мы сами находимся еще в стадии выработки собственных форм и методов работы, налаживаем необходимые коммуникации с министерствами, ведомствами, гражданским обществом, зарубежными партнерами. Немудрено, что на этом пути есть немало сложностей и проблем объективного свойства, как в любом ином серьезном начинании. Наконец, не всем у нас и за рубежом работа Комиссии СФ оказалась по душе. Во всяком случае, мне как ее председателю очевидны многочисленные попытки целенаправленной дискредитации нашей деятельности.

Одним из наиболее «веских» (по мнению оппонентов) аргументов «не в пользу» работы новой сенаторской комиссии является то, что на наших открытых заседаниях не «звучат фамилии и адреса конкретных агентов иностранного влияния и иных представителей пятой колонны». Видимо, те, кто активно иронизирует по этому поводу, путают сугубо парламентскую структуру, созданную в высшем органе законодательной и представительной власти правового государства – Российской Федерации, с царским охранным отделением или НКВД. Хочу в сотый раз повторить: мы не ведем агентурную работу, дознание, не пишем обвинительных заключений (это задача структур исполнительной власти), не выносим приговоров (это дело судов). Заодно напоминаю ехидствующим критикам, что в России есть презумпция невиновности, персональные данные граждан находятся под защитой государства, существует банковская тайна, а сами сенаторы давали подписку о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну.

Наша комиссия призвана на основе хорошо проверенной информации давать политическую оценку происходящему в порученной нам сфере, доводить эти выводы до соответствующих властных органов, российского общества, иностранных партнеров и при необходимости предлагать изменения действующего законодательства.

Однако трубить о том, что мы не приводим при этом конкретных фактов, абсурдно. Решения Комиссии имеют тщательную мотивировку, на наших заседаниях высказываются лучшие эксперты по вопросам их прямой компетенции, мы публикуем в обобщенном виде официальные данные уполномоченных государственных структур, ссылаемся на заслуживающие доверия зарубежные источники.

Всего один пример. Отвечая на наш запрос, Минюст РФ в письме от 28 августа с. г. сообщил, что объем «иностранного финансирования структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в 2016 г. составил 4,2 млрд. рублей (151 структурное подразделение), в 2017 г. – 7,1 млрд. (на 135 структурных подразделений)». На этом основании Комиссия делает элементарный (с точки зрения простейшей математики) вывод: за первые шесть месяцев текущего года общее количество средств, перечисленных извне иностранным некоммерческим структурам, расположенным в России, практически удвоилось по сравнению с предшествующими двенадцатью месяцами. При этом мы отмечаем, изменение курсов основных иностранных валют к рублю было несущественным относительно роста заграничного финансирования совокупной иностранной деятельности внутри РФ, а инфляция в стране не выходила за пределы 5–6%. Далее, мы видим, что многократный рост денежного потока проходил на фоне сокращения на 10% общего числа заморских реципиентов в самой России.

Если бы речь шла о не связанных единой программой независимых событиях и структурах, то, при прочих равных условиях, как говорят азы математической статистики, отклонение показателей 2016 и 2017 годов должно было бы находиться в пределах 3–5%. То есть объяснимый с математической точки зрения результат при заданных параметрах мог бы составить порядка 2–2,5 млрд. за первую половину текущего года, но никак не 7,1 млрд.! Необъяснимая случайными, не связанными друг с другом событиями сумма равна, таким образом, минимум 4,6 млрд. рублей. Это ясно любому специалисту как дважды два.

Между тем, 2017 г. еще не завершен, и если темпы накачки средствами иностранных некоммерческих структур останутся прежними, то можно говорить о практически четырехкратном ожидаемом росте зарубежного финансирования некой некоммерческой деятельности. Замечу, темпы роста такого рода финансовых вливаний на порядки превышают рост мировой экономики, прямых и косвенных коммерческих инвестиций. Превышают они и темпы роста средств, выделяемых в мире на цели сугубо гуманитарного характера, и рост средств на проведение в нашей стране неполитических массовых мероприятий с участием зарубежных партнеров.

Зато это многократное увеличение сумм коррелирует с увеличением объема денег, выделяемых Западом (в первую очередь США) для «сдерживания России». Все указанное происходило на фоне подготовки и проведения региональных и муниципальных выборов, а также в канун объявления выборов президентских. В этой связи хочу напомнить, что необъяснимый с точки зрения случайного стечения обстоятельств многомиллиардный финансовый довесок на некоммерческую деятельность внутри РФ сопоставим с федеральными расходами на общенациональные выборы. Он в разы превышает максимальный размер предвыборного фонда кандидата на президентский пост. Сказанное, напомню, касалось лишь одного факта из многих, находящихся в нашем распоряжении.

Выступая 27 сентября на открытии нового политического года в Совете Федерации, его председатель В. Матвиенко заявила с трибуны пленарного заседания: «Мы видим, насколько непростая сейчас международная обстановка. На то, что уже в скором времени она начнет улучшаться, рассчитывать не приходится. Попытки воздействовать на ситуацию в нашей стране, расшатать ее, будут продолжаться. И, скорее всего, особенно активно в период кампании по выборам главы российского государства». Одновременно Валентина Ивановна призвала нашу Комиссию «тщательно вести мониторинг ситуации, предпринимать в случае необходимости нужные меры. Правовые, политические, информационные инструменты для этого у нас имеются». От имени всех членов сенаторской Комиссии сообщаю, что мы воспринимаем эти слова как признание актуальности и важности нашей деятельности и прямое указание усилить проводимую работу. Первые конкретные предложения в этом отношении рассчитываем представить к 10 октября в предварительном докладе Комиссии Совету Федерации.

Смотрите также

Вмешательство: призраки и признаки