Межгосударственное взаимодействие не только должно, но и вообще может быть организовано только в случае соблюдения каждой из сторон соответствующего международного соглашения принципов равенства и взаимоуважения. Недопустимость недобросовестного поведения, безусловно следующая из этих принципов, обеспечивает стабильность международного диалога и возможность достижения консенсуса в спорных ситуациях. В свою очередь в случае, если одни участники отношений предпочитают конструктивной дискуссии методы принуждения, другие участники таких отношений порой бывают попросту вынуждены отвечать действиями взаимного характера или ограничивать собственное участие в международном взаимодействии.
Ограничение права делегации от Российской Федерации участвовать в принятии Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) решений, установленное резолюцией ПАСЕ 1990 и в последующем продленное, совершенно явно свидетельствует о все большей политизации процесса межгосударственного диалога, постепенной утрате ориентиров, декларируемых при учреждении Совета Европы. Приведенное нарушение общего паритета в рамках Совета Европы напрямую влияет и на частные аспекты, связанные с реализацией ПАСЕ своих полномочий, в том числе по избранию судей Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Так, если Россия уже столкнулась с агрессивным противостоянием со стороны европейских государств в рамках ПАСЕ, то можно ли говорить о гарантиях справедливого разрешения споров в ЕСПЧ, принимая во внимание, что Российская Федерации, лишенная права голоса, участия в выборах судей не принимает?
Безусловно, позиции, выраженные ЕСПЧ ранее, имеют большое значение для развития правовой системы России. Однако в актуальных реалиях, к сожалению, нельзя не допускать возможности принятия ЕСПЧ решений, которые будут основаны не на понимании содержания прав и свобод человека, а исключительно на характере внешнеполитических действий России, с которыми не согласно европейское сообщество.
Российская Федерация признавала и признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, исполняя его решения и последовательно имплементируя его подходы и стандарты в национальную правовую систему.
Однако, необходимо учитывать, что существует ряд конституционных ограничений, которые не позволяют исполнить некоторые решения ЕСПЧ. Эти ограничения и составляют национальную конституционную идентичность. При этом, нужно заметить, что Россия – далеко не единственное государство, которое сталкивается с проблемой исполнения решений ЕСПЧ. Такая проблема существует, к примеру, и в Великобритании, и в Германии. В этой связи, Конституционный Суд Российской Федерации по соответствующему запросу уполномоченного органа власти вправе определять возможность и порядок исполнения решения ЕСПЧ в национальной правовой системе.
Действительно, договоры должны соблюдаться, и это является одним из основополагающих принципов международного права. Но только соблюдаться такие договоры должны всеми сторонами международного взаимодействия в соответствии с их действительным смыслом.