С переходом страны в рыночные отношения вопрос, по какому пути экономического развития идти нашей республике, встал достаточно остро. Сторонники индустриального направления склонялись к мнению, что будет оправданным, если мы на своей территории построим мощную Катунскую ГЭС. Их оппоненты предлагали заняться в таком уникальном природном уголке строительством турбаз и санаториев хотя бы для жителей Западной Сибири. На тот момент еще никто не предполагал, что россияне могут лишиться в обозримом будущем возможности отдыхать и поправлять свое здоровье на курортах Западной Украины, Прибалтики, Средней Азии, а потому такие предложения у некоторых вызывали большие сомнения в их перспективности.
Рассматривая уже тогда, в 80- 90-х годах, территорию Горного Алтая с ее множеством природных и историко-археологических памятников, как особую площадку, которую необходимо сохранять в первозданном виде, сторонники этой идеи говорили, что именно на ее территории необходимо внедрять новейшие разработки с использованием возобновляемых источников энергии.
И теперь, с высоты прожитых лет, мы можем судить, что такое время пришло. Вопрос сохранения такого неповторимого природного уголка на нашей планете, как Горный Алтай, с его природными памятниками, охраняемыми на уровне ЮНЕСКО — горой Белухой, плато Укок, Алтайским и Катунским биосферными заповедниками и, конечно же, Телецким озером, которое президент страны в своем декабрьском Послании отнес к уникальным природным символам страны, вошел в число наиболее актуальных в нашей стране.
Кстати, проблема сохранения Телецкого озера, как уникального природного символа России, была поднята на прошедшем в июле этого года под председательством Первого заместителя Председателя Совета Федерации Николая Федорова круглом столе. По мнению его участников, в числе которых было восемь сенаторов, депутаты Государственной Думы, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Александр Бердников состояние озера и его прибрежной части вызывает серьезные опасения, поэтому растет ответственность законодателей России за сохранение этой редкой жемчужины страны. Ведь оно не только одно из самых глубоких озер в России, но и хранит настоящее богатство – большие запасы чистой пресной воды, уступающие по объему только Байкалу.
И мне очень приятно осознавать, что в наши дни Республика Алтай выходит на позиции одного из самых крупных в стране кластеров альтернативной возобновляемой энергетики. У нас построены солнечные электростанции в Кош-Агаче, Онгудае, Усть-Кане, Майме – а всего их к концу 2019 года в республике будет десять, и общий объем введенных мощностей достигнет 145 мВт. В планах правительства Республики Алтай – полностью закрыть потребности региона в электроэнергии за счет перехода на новейшие технологии «зеленой экономики», о необходимости развития которой говорит в последнее время наш президент Владимир Путин.
На территории нашей республики построена первая в Россия гибридная дизель-солнечная станция в поселке Яйлю на Телецком озере, первая в стране промышленная солнечная станция в Кош-Агаче и опять‑таки первая российская солнечная станция на гетероструктурных модулях в Майме. Но не только энергия солнца используется в развитии новейшей энергетики. У нас ведется строительство малых и микроГЭС, станций энергии ветра, гибридных генераторов. Во время недавней встречи с руководителем компании «Солнечная энергия» Андреем Ялбаковым я лишний раз убедилась в том, что развитие «зеленой экономики» в отдельно взятом регионе имеет реальные перспективы.
Наша задача сейчас – возродить опыт эколого-экономического региона, наработанный в 90-е годы. Группа ученых, экономистов и экологов, уже работает над проектом нового закона, в котором будут учтены ошибки недавнего прошлого, главная из которых – недостаточное внимание к развитию новейших производств с использованием «зеленых» технологий. И в этом смысле солнечная энергетика должна стать базовой, наряду с параллельным внедрением новейших разработок в области гидроэнергетики. Кстати говоря, программа развития малой гидроэнергетики предполагает создание до 2020 года на территории России 275 МГЭС общей мощностью 1,86 млн. кВт, при этом основная область их применения — автономные энергосистемы Сибири, Кавказа и Дальнего Востока.
Если говорить о максимальной доли малой гидроэнергетики в балансе страны, то в Швейцарии это 8,3 процента, а в Австрии — 10 процентов от всей вырабатываемой энергии. У нас в России, при гигантских запасах гидроресурсов, особенно в горных регионах, перспективы строительства ГЭС нового типа, без возведения плотин, можно считать поистине неисчерпаемыми. И в этом смысле требуют, на мой взгляд, существенных дополнений отдельные положения крайне нужного сейчас федерального Закона о горных территориях. Энергетика будущего – реальный путь их дальнейшего экономического развития, ненадолго прерванного периодом экономических экспериментов, не всегда оправданных, как мы теперь видим.
Республике Алтай суждено стать «сибирской здравницей», ее экономика будет развиваться за счет туризма и строительства новых санаториев. Экологически чистая энергия позволит нашему региону развиваться и дальше по туристско-рекреационному пути, свободному от грязных производств. Наш регион получает уникальный шанс развивать наземный и водный транспорт, отопление и все другие атрибуты цивилизации за счет энергии солнца, воды, ветра.
Мы видим, какое бурное развитие получает сейчас индустрия электроавтомобилестроения. Высказываются предположения, что электромобили начнут активно вытеснять транспорт с двигателями внутреннего сгорания уже в ближайшем десятилетии. По крайней мере, концерн Volvo уже объявил, что все его легковые автомобили с 2019 года будут оснащаться только электродвигателями.
Нетрудно представить, каким будет спрос на электроэнергию, когда мировой автопром начнет массово переходить на выпуск электромобилей. Да, солнечная энергетика требует сегодня больших затрат. Но они, безусловно, окупятся уже в ближайшем будущем. И как раз для того, чтобы снизить стоимость киловатт-часа, на региональном рынке начинается развитие малой гидроэнергетики. Уже действует мини-ГЭС (1800 Вт, 220 v), у которой КПД равен 52%, а срок окупаемости — менее двух лет. Именно такое оборудование планируется выпускать на новом предприятии, строительство которого — в планах предпринимателя Андрея Ялбакова.
Это будет завод по производству гидротурбин и комплектующих для малых гидроэлектростанций, расположенный по соседству с Горно-Алтайском. Общая стоимость проекта оценивается в 176,5 млн рублей, в том числе кредитные средства и инвестиции – 140,5 млн рублей. Есть бизнес-план, получены документы на техническое присоединение к коммуникациям, сделан эскизный проект завода. Нужна государственная поддержка по субсидиям на приобретение оборудования и, возможно, по субсидированию процентов по кредитам.
Мне кажется, что господдержка такому проекту в новых условиях развития отечественной экономики будет гарантирована. С появлением нового предприятия наша республика сделает еще один важный шаг в развитии «зеленой экономики», и в свою очередь уже государство получит от нашего региона гарантии по существенному снижению нынешней дотационности, а в перспективе это позволит нашему региону стать самодостаточным.
В развитии таких компаний, как «Солнечная энергия», мне видится ближайшее будущее Республики Алтай. За восемь лет своего существования компания показала реальные возможности альтернативной энергетики на региональном уровне, более 500 фермерских хозяйств приобрели солнечные электростанции, более 200 хозяйств получили субсидии в рамках республиканской программы энергосбережения, соавтором которой выступили специалисты ООО «Солнечная энергия». И это только часть начатой работы, а главные достижения — впереди.