Позитивная
динамика отношений России и Израиля все заметнее и в межпарламентских контактах
по линии соответствующих Комитетов.
27 ноября в Совете Федерации прошло совместное заседание Комитетов СФ по международным делам и по безопасности и обороне с партнерской Комиссией израильского Кнессета по иностранным делам и безопасности.
Это уже третья встреча профильных Комитетов Совета Федерации и Кнессета с момента подписания в феврале 2016 года Соглашения о развитии межпарламентского сотрудничества между парламентами двух стран, подтверждающая очевидную востребованность формата межпарламентского взаимодействия.
На сей раз Сирия, Иран и ближневосточное урегулирование в целом стали основой повестки дня обсуждения российских и израильских коллег. В сложном регионе Ближнего Востока, где постоянно сталкиваются интересы его государств, в большинстве своем исторически раздираемых внутренними конфликтами и чередой революций «арабской весны», Израиль является одним из главных игроков, определяющих движение непростых региональных процессов, имеющих большой потенциал взрывоопасности.
Тема борьбы с международным терроризмом, разумеется, традиционно в центре внимания российско-израильского диалога, в том числе, в срезе огромного опыта обеих стран в противодействии общемировой угрозе.
Признавая бесспорную эффективность российского участия в стабилизации обстановки в Сирии, израильские партнеры в то же время крайне обеспокоены ситуацией там, что для них связано, главным образом, с иранским присутствием в регионе, в частности, в районах, прилегающих к сирийско-израильской границе. По утверждению израильской стороны, столь острая реакция объясняется тем, что Тегеран, мол, оказывает материально-техническую поддержку ливанской организации «Хизбалла». Кроме того, израильтяне утверждают, что «миллиарды долларов», которые поступают в Тегеран в результате «разморозки» его зарубежных счетов и активизации торгово-экономического сотрудничества с ЕС (вследствие принятия Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации по Иранской ядерной программе), идут, прежде всего, на «спонсирование терроризма и дестабилизацию обстановки на Ближнем Востоке».
Этот конфликтный узел – лишь один из многих узлов противоречий внешних и внутренних участников сирийского конфликта, которые предстоит развязывать с определяющим участием России в рамках урегулирования в этой стране.
Израиль здесь является для нас органичным партнером, а инструменты парламентской дипломатии призваны стать эффективным дополнением усилий, предпринимаемых на высшем уровне. В помощь здесь – и благодатная почва исторических, гуманитарных и торгово-экономических связей России и Израиля.
К слову, доля Израиля во внешнеторговом обороте России составляет 0,4%, чуть более 2 млрд. долларов. Ситуация с товарооборотом после значительного спада стала улучшаться: за семь месяцев 2017 года рост составил около 30%. Со стороны России увеличился объём закупаемой плодоовощной продукции, продовольствия, а в Израиль стало больше поставляться товаров химической промышленности, минеральных продуктов, зерновых. На 25% увеличился турпоток. Эта ситуация может и дальше улучшаться.
Надо сказать, что немалую роль в формировании торгово-экономических и гуманитарных связей между нашими странами играет сотрудничество российских субъектов с Израилем. Наиболее тесные контакты установили Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Астраханская, Воронежская, Омская, Пензенская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская области.
В 2017 году Израиль посетили делегации Башкортостана, Карачаево- Черкесской Республики, Пермского и Ставропольского краев, Астраханской, Ростовской и Тюменской областей, Москвы и Санкт-Петербурга. В ходе переговоров партнерами обсуждался широкий круг вопросов по развитию взаимодействия в области сельского хозяйства, научно-техническом сотрудничестве, здравоохранении и ряда других направлений.