Завтра Россия в пятнадцатый раз отмечает День дипломатического работника.
По сравнению со многими другими профессиональными праздниками цифра скромная.
Да и дипломат – профессия далеко не массовая. Тем не менее, этот профессиональный
праздник наша страна воспринимает как
событие большой общественно-политической значимости.
Понятно, почему. Мир переживает период глубоких и быстрых изменений. Происходят они и в системе международных отношений. Причём идут подчас достаточно болезненно в условиях, когда накоплены огромные арсеналы оружия, в том числе ядерного. Тем самым резко возрастают цена возможной ошибки, бремя ответственности, лежащее на каждом дипломатическом работнике. Всё это требует от дипломатов особенно качественной, высокопрофессиональной, я бы даже сказала, виртуозной работы. Ведь на кону, без малейшего преувеличения, судьбы человечества.
Мы в России в полной мере это осознаем. И потому во главу угла своих усилий на международной арене ставим минимизацию рисков, создаваемых происходящими переменами. Соблюдение норм международного права, достижение договорённостей, неукоснительное их выполнение – таковы главные инструменты российской внешней политики. И это приносит зримые плоды. То, что в современной напряжённой обстановке не разгорелась полномасштабная война, ‑ в очень большой степени заслуга нашей страны, отечественных дипломатов.
К сожалению, в мире дипломатии есть и другое. Дипломаты многих государств как будто забыли азы профессии, которым их наверняка учили. А именно: что принцип невмешательства есть краеугольный камень действительно прочных международных отношений, подлинно справедливого мирового порядка. И потому меня, моих коллег по Совету Федерации не может не тревожить происходящее в ряде стран превращение дипломатии в компонент информационных войн, орудие дестабилизации общественно-политической обстановки, осуществления «цветных революций».
Естественно, мы считаем такие действия неприемлемыми, идущими вразрез не только с международным правом, но и с дипломатической этикой. Да, в отличие от дипломатического протокола, она не закреплена формально, но это не значит, что её не существует. Дипломаты — отнюдь не подразделение сил специальных операций. Подобное противоречит самому духу дипломатии как искусству нахождения мирного решения проблем в межгосударственных отношениях путём диалога, учёта законных интересов всех участников, честного выполнения взятых на себя обязательств. Именно в этом миссия дипломатии, закреплённая и освящённая веками. Да, мы живем в условиях усиления глобальной конкуренции. Но она не должна перерастать в конфронтацию. Все народы хотят жить мирно, развиваться, сотрудничать, находить общий язык, вместе противостоять глобальным вызовам современности, адаптироваться к новым реальностям.
А их немало. Появились новые участники мировой политики: транснациональные корпорации, общественные и отраслевые институты и организации и, даже, частные военные компании. Требуется определить их роль и место, обозначить границы их самостоятельности, раз им подчас делегируются права, ранее казавшиеся прерогативой исключительно государства.
Всё большую остроту приобретают вопросы, рождённые развитием информационных технологий. Где проходят государственные границы в киберпространстве? В чём состоит здесь ответственность власти? Считать ли атаку из‑за рубежа на сайт государственного органа актом агрессии?
Развитие вооружений на рубеже 19–20 веков, масштабная вовлеченность стран и народов в военные действия потребовали разработки новых конвенций об обычаях войны. Сейчас же современные технологии, экономическая интеграция, международное взаимопроникновение финансовых институтов порождают все больший соблазн использовать их для ведения так называемых «гибридных» войн.
Примеры можно множить. Но и сказанного достаточно для вывода о том, что появившиеся вызовы, угрозы не в полной мере осознаны, новые реалии не встроены органично в систему международного права, международных отношений. Однако они присутствуют и «работают» в жизни как национальных государств, так и международного сообщества в целом. Они диктуют необходимость корректировки сложившихся «правил игры». А, возможно, и коренного их обновления.
Очевидно, что настало время спокойно обсудить ситуацию, определить, что и как нужно сделать, чтобы устранить угрозы, сделать мир стабильным, безопасным, комфортным, открывающим реальную перспективу использования достижений научно-технического прогресса в интересах всех стран и народов. Решать все эти вопросы, задачи должны не отдельные избранные государства, их коалиции, а всё международное сообщество. Считаю главным в этой работе сохранение самой системы международного права, её верховенства. Это не значит, что она должна оставаться неизменной. В застывшем, «окуклившемся» виде она не только бесполезна, но и вредна. Речь о том, что любые общепринятые изменения должны имплантироваться в систему международного права, становиться её элементом. Безусловно, самого бережного отношения заслуживают базовые принципы ООН, выдержавшие проверку временем, доказавшие свою непреходящую ценность для мира и человечества.
Мы выступаем за такой подход, поскольку в полной мере отдаём себе отчёт в том, что эффективные ответы на глобальные угрозы и вызовы невозможно выработать в рамках национальных государств или узких коалиций. У нас общее будущее. Для того, чтобы оно было мирным, надо взаимодействовать, сотрудничать, договариваться. Это наша неизменная позиция. Во второй половине XIX столетия прославленный дипломат, глава внешнеполитического ведомства Российской империи Александр Горчаков писал: политика наша национальна, но не своекорыстна, и хотя «государь ставит в первом ряду пользу своих народов, но не допускает мысли, чтобы даже удовлетворение их могло извинить нарушение чужого права».
Мы верны этой традиции. Считаю, за последние годы сложился стиль современной российской дипломатии, соответствующий сегодняшним реалиям и, в то же время, вобравший в себя всё лучшее, что было накоплено за долгую историю нашей страны. Реализм и прагматизм, стремление к балансу интересов всех участников мировой политики, ставка на достижение компромиссов стали визитной карточкой отечественной дипломатии.
Мы воздаём должное профессионализму, активности, настойчивости, патриотизму наших дипломатов. У меня за плечами немалый опыт работы на дипломатическом поприще, в ходе которой я убедилась, что именно эти качества здесь являются главными.