На этой неделе Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества подвела итоги Всероссийского мониторинга безопасности образовательной среды.
Мониторинг проводился весной 2017 года в рамках указа президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» совместно с администрациями субъектов Российской Федерации.
В мониторинге в совокупности приняло участие 180 784 учителей и сотрудников образовательных организаций из всех регионов России, а в совокупности анкета мониторинга включала более 300 вопросов по 7 направлениям деятельности российских школ: «Положение учителя в школе», «Дети, требующие особого подхода», «Познавательная активность учащихся», «Управление образовательной организацией», «Школа и ее территория», «Организация деятельности по обеспечению здоровья учащихся» и «Информационная безопасность ОУ».
Вот некоторые выводы мониторинга:
1. Образовательные учреждения не являются в полном мере открытыми для всех участников образовательного процесса в силу слабой регламентации отдельных функций и предоставления доступа к внутренней информации: мониторинг мнения родителей о платных услугах проводятся лишь в 40% ОУ, а обсуждение публичного доклада не осуществляется в 40% учебных учреждениях;
2. Ученическое самоуправления является на сегодня слабо организованным и малоэффективным. В самоуправление вовлекается недостаточно число учащихся, учащиеся теряют интерес из‑за несоответствия самоуправления их интересам, плохой организации самоуправления.
3. Механизмы разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса, как конфликтная комиссия и уполномоченный по правам участников образовательного процесса, не находятся в списке наиболее частых. При наличии конфликтных комиссий в более чем 93% учебных учреждений в списке эффективных механизмов отмечается респондентами около 1%.
В целом, можно отметить, что в каждой десятой школе в нашей стране что‑то не так и причин этому много. В первую очередь, это требования, которые школы практически не могут выполнить из‑за отсутствия финансирования и поддержки со стороны региональных власти, и во вторую очередь — это необходимость проведения оптимизации работы школ и педагогов, когда предъявляемые требования противоречат друг другу, а смысл их четко не определён.
Сейчас мы проводим дистанционное общественное обсуждение с педагогами с целью подготовки непосредственно самих предложений по разрешению проблем, выявленных в ходе мониторинга, и оптимизации работы и нагрузки на школы и учителей. Уже сейчас педагоги предлагают изменить некоторые приказы Минобрнауки России, внести изменения в закон «Об образовании», разработать рекомендации по отдельным вопросам.
Кроме этого, с федеральными ведомствами на площадке Временной комиссии по развитию информационного общества мы планируем обсудить результаты мониторинга и получить их позицию с их предложениями и пожеланиями.
По итогам мы планируем выйти на решения тех проблемных сфер, с которыми на практики сталкиваются школы и наши учителя.