Десятилетний опыт международной волонтерской работы по поиску и приведению в порядок захоронений российских солдат (обеих мировых войн) за рубежом (Сербия, Западная Украина) позволил мне сделать следующее наблюдение: долг, связанный с уважением памяти российских граждан, павших за Родину за границей, в полной мере нами не выполняется. Эта точка зрения изложена мною, в том числе, и в личном обращении к Президенту РФ Владимиру Путину.
В настоящий момент гранты выделяются для приведения в порядок захоронений только на территории РФ, а за содержание захоронений за границей ответственны разные структуры (Министерство обороны, Министерство культуры, Россотрудничество, посольства, консульства). В связи с недоработками в организационной плоскости, российские захоронения внешне весьма контрастируют с ухоженными европейскими кладбищами. Подобная картина предстает и перед российскими курсантами военных вузов дней настоящих, и перед российскими гражданскими лицами, и перед жителями европейских стран.
Исходя из вышеизложенного, предложил принять к рассмотрению вопрос о формировании единой общественно-государственной структуры по учету, охране, и реконструкции захоронений за границей (сосредоточение функций, финансирования в единой организации). Примером может служить опыт организации «Австрийский черный крест» или «Народного союза Германии» по уходу за военными могилами, мемориалами, памятниками (отличаются системностью в работе, контролем, отчетностью).
Международные рабочие поездки также позволяют сделать выводы относительно использования (точнее неиспользования) нами инструментария «мягкой силы» за границей. Говорю о необходимости укрепления позиций русского языка за рубежом. А именно — повышение интереса к изучению русского как иностранного, усиление привлекательности русского языка среди соотечественников посредством системных финансируемых целевых программ, формирования русскоязычных СМИ.
В частности, необходимо усиливать информационную работу российских СМИ за границей – доносить до зарубежных жителей российские ценности, духовность, культуру (как это делают другие крупные акторы международной политики). Так, например, особенного усиления в информпространстве требуют страны Таджикистан и Сербия (прорусский форпост – электронная газета «Искра» содержится на личные средства Эмира Кустурицы). Также необходимо усиливать работу с соотечественниками за границей – смогут популяризировать нашу мирную идеологию и ценности – в противовес «демонизации» образа России и ее народа. Использовать инструментарий «мягкой силы» — русского языка. Посредством популяризации изучения «великого и могучего» развенчивать миф о «бряцающей оружием России», просвещать европейские народы об истинных ценностях российской нации, Новой России.
Оба вышеупомянутых предложения – не новинка, но это эффективный, известный, полезный практический опыт (в том числе из истории СССР), легко адаптируемый к современным реалиям, и требующий одного – системного претворения в жизнь.