По многолетней традиции наша страна отмечает сегодня День знаний. 1 сентября — подлинный праздник, на какой бы день недели ни приходилась эта дата.
Сердечно поздравляю учителей и преподавателей, школьников и студентов, родителей, бабушек и дедушек с началом нового учебного года! От всей души желаю, чтобы начинающееся сегодня путешествие в мир знаний было успешным для всех, кто в нём участвует!
В заглавие я решила вынести слова Максима Горького – не только великого писателя, но и выдающегося мыслителя. Сказанные в первой половине прошлого века, ещё более актуально они звучат сегодня.
На протяжении веков, всей истории человечества, и до совсем недавних времён, жизнеспособность стран и народов, их влияние на мировой арене определялись в первую очередь размером территории, численностью населения, наличием природных ресурсов. Сейчас ситуация иная. Посмотрите, мы живём в мире, где решающее значение имеют качество человеческого капитала, которым располагает государство, мощь его интеллектуального и технологического потенциала, оперативность внедрения новейших достижений.
Перемены происходят не просто быстро, а стремительно. Казалось бы, не так давно мы констатировали уникальный факт: коренные научно-технические и производственные преобразования, смена технологических укладов произошли на протяжении жизни всего одного поколения.
И вот новый феномен: принципиальные изменения «умещаются» даже не в одну человеческую жизнь, а в те несколько лет, что ребенок проводит в школе!
Это рождает вызовы, в первую очередь, в области образования. Для современных детей и молодежи виртуальный мир является привычной средой обитания, в которой происходит не только общение, но и, в значительной степени, — становление, развитие, формирование личности. С ранних лет они используют информационные технологии, так называемую «цифру».
Вместе с тем, возникает вопрос: не утрачивается ли при этом что‑то важное, и готова ли нынешняя система образования – не только российская — к таким темпам изменений?
Потому считаю необходимым сегодня разрабатывать и реализовывать систему мер, направленных на формирование у школьников не только навыков потребительского использования цифровых инструментов, но и их активного применения в познавательной, исследовательской деятельности. «Цифровизация» обучения не может пониматься сугубо утилитарно, а космические скорости цифровых изменений не должны привести к потере фундаментальных основ и ориентиров.
Отечественная общеобразовательная школа всегда отличалась тем, что в ней большое внимание уделялось приобщению школьников к началам теоретических основ точных и естественных наук. Выпускники дореволюционной гимназии или реального училища, советской школы знали ответы на вопросы «как» и «почему». Они обретали тем самым вкус, стремление к серьезным теоретическим исследованиям. Без чего, как известно, не может быть ни знаний, ни технологий прорывного характера. Ведь технологии – производное фундаментальных научных исследований.
Казалось бы, страна, которая не ведёт такие исследования, не готовит кадры для них, может быть достаточно благополучной в плане экономического роста и уровня жизни населения. Но – хочу подчеркнуть — только в качестве копировщика, работающего на основе знаний и технологий, полученных извне, от других государств! Что автоматически означает зависимость, ограничение самостоятельности, в том числе — политической.
Убеждена, для нашей страны эта модель неприемлема. Технологический прорыв, прочное лидерство мы должны обеспечивать развитием собственной фундаментальной и прикладной науки, выстраиванием эффективной инновационной инфраструктуры. Критически важно, чтобы отечественное образование готовило кадры, умеющие плодотворно работать на каждом из этих направлений.
Вместе с тем, как известно, не хлебом единым жив человек. Школа, колледж, университет призваны готовить не только будущего специалиста, работника, вооружать его необходимыми профессиональными знаниями, но и формировать духовно богатую личность. В идеале – способствовать воспитанию человека, впитавшего в себя вершинные достижения российской и мировой культуры, гуманистическую систему ценностей, в центре которой находится человек. Сегодня мы здесь сталкиваемся с серьёзными вызовами. Они обусловлены как «издержками» научно-технического прогресса, ставящего во главу угла утилитарно понимаемые критерии полезности, эффективности, так и усилиями определённых групп, стремящихся к размыванию традиционных, базовых ценностей.
Пока влияние последнего фактора в нашей стране
незначительное. Но это не может нас успокаивать. Чтобы подобная угроза не возникала и впредь, общеобразовательная школа, профессиональные учебные
заведения должны давать возможность молодым людям не просто усвоить ценности
гуманизма как определённую информацию, а принять их как умом, так и душой,
сердцем, руководствоваться ими в своей жизни. Всё это возможно лишь при условии
качественного преподавания общественных дисциплин, вдумчивой воспитательной
работы.
Мы видим: с одной стороны, школьная, вузовская программы насыщены до предела. Они нуждаются в оптимизации по набору изучаемых предметов и количеству выделяемых часов. Но, с другой стороны, убеждена, оптимизация не должна достигаться за счёт гуманитарного знания. Напротив, его роль и значимость в системе образования нужно повышать.
«Есть много родов образования и развития, — писал в своё время наш отечественный публицист и философ Виссарион Белинский, — и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование
нравственное».
Сегодня это особенно верно, поскольку налицо разрыв между достижениями научно-технического прогресса, мощью, которую они в себе таят, и способностью общества в полной мере осознать последствия их применения, которые могут быть как в высшей степени позитивными, так и смертельно опасными. Ответственная позиция складывается в значительной мере в ходе изучения общественных, гуманитарных наук, живого, непосредственного общения, взаимодействия людей друг с другом. От школы, общества зависит восстановление понимания безусловной ценности человека, личности. Того, что никогда не описывалось и не может быть описано языком «цифры». Только на основе гуманистического подхода формируется «нравственное знание» — абсолютная ценность нашего мира.