Развитие Дальнего Востока, как серьезная, масштабная задача, требует серьезной работы в деле совершенствования законодательства. Я уверен, что наш Совет по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона есть и будет оставаться очень интересной, продуктивной площадкой для контакта между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, регионами Российской Федерации для того, чтобы Дальний Восток получал те импульсы к развитию, которые он давно заслуживает.
В целом мне видится, что в ближайшие месяцы работа Совета должна подчиниться решению важнейшей задачи, которую поставил Президент – разработке национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 г. Это серьезный документ, который должен в себя вобрать и представления дальневосточников о жизни на своей территории, и представления федеральных, региональных и муниципальных властей.
На сегодняшний день уже много сделано. На макроэкономическом уровне решены вопросы, которые не решались десятилетиями. Преференции для производителей, кто создает производство на Дальнем Востоке, необычайны. Другие регионы с доброй завистью поглядывают на Восток.
Также принято решение, не имеющее себе равных. Регионы Дальнего Востока на трехлетний период получают специальную правительственную субсидию на создание объектов социальной инфраструктуры: образовательных и музыкальных школ, спорткомплексов — того, чего явно не хватает на Дальнем Востоке. Это серьезные деньги, серьезные целевые вложения, которые придут во все субъекты Дальнего Востока.
В советское время заработные платы на Дальнем Востоке были существенно выше, чем в центральных районах страны. Это было и благо, но одновременно очень интересный парадокс. При неразвитости инфраструктуры, зарабатывая эти большие деньги, людям тратить их было просто негде. Люди проживали как бы «отложенную жизнь». Такое понятие ввели магаданские психологи. Мы живем здесь, терпим трудности, чтобы потом жить там, «на материке», хорошо. Исправить эти парадоксы имеет целью сегодняшняя стратегия развития региона, которая объявлена Президентом приоритетом России XXI века.
Уже достаточное время реализуется программа «Дальневосточного гектара». По последним данным поступило 125,5 тысяч обращений. Наивно было бы полагать, что миллионы сразу же поедут на Дальний Восток. Но то, что программа работает и живет — это важно. Выскажу осторожные предположения, что эта программа нуждается в определенном совершенствовании, дальнейшем развитии. Мне представляется, что пора перейти от одного гектара к большему наделу земли. Земли хватит у нас на Дальнем Востоке. Пора подумать, и это должно найти отражение в законодательстве: о том, что, если человек однажды ошибся с выбором участка или его целевого использования, надо дать ему второй шанс, чтобы он, имея определенный опыт, по‑другому построил его эксплуатацию. Мне кажется, это было бы правильным.
Расширение программы субсидированных авиаперевозок на Дальний Восток до круглогодичного периода – это то, о чем дальневосточники давно говорили. Теперь это не только лето — период пиковых нагрузок на авиаотрасль, когда люди едут в отпуск семьями. Расширен и перечень льготников. Теперь это и многодетные семьи. Надо себе представлять, что довольно накладно вывезти в отпуск многодетную семью, где три, четыре, пять ребятишек. Во‑первых, мы должны поддерживать такие семьи, а во‑вторых, мы должны предоставлять возможность всем детям, независимо от того в какой семье они родились — многодетной или малодетной, иметь возможность хорошо напитываться солнцем, воздухом на теплых морях, а не у наших студеных.
Сейчас принципиально важно, и это один из предметов парламентского контроля, чтобы не случился казус 2018 года, когда все деньги на авиаперелеты по четырем субсидированным направлениям в нашей стране были, что называется, сложены в один «котел». И весной 2018-го Дальний Восток захлебнулся в недостатке этих билетов. В Магадане всего два дня продавали субсидированные билеты. Поэтому необходимо ужесточить механизмы контроля, чтобы заранее, планово средства были распределены, и дальневосточники уехали в отпуск спокойно, нормально, без лишней нервотрепки.
Сегодня мы видим, что предпринимаются меры по установлению дополнительных хабов для вылетов из аэропортов Дальнего Востока и одновременно облегчается ситуация для сообщения между административными центрами макрорегиона, что тоже не менее важно. Один из примеров такого серьезного федерального и регионального сотрудничества — падение цен на перелет по маршруту «Магадан — Петропавловск-Камчатский». Почему? Потому что два правительства договорились их субсидировать. 700 километров всего между двумя городами. Но иногда эти 700 километров превращались в непреодолимое расстояние из‑за цены. В этом смысле политика региональных властей позволяет чувствовать себя более уверено на Дальнем Востоке.
Еще один важный вопрос — энергообеспечение. Проблема в том, что Дальний Восток — регион очагового освоения. Населенные пункты разбросаны по большой территории. Чтобы обеспечивать их электроэнергией, приходится строить очень серьезные, длинные линии электропередачи. Они дорого стоят и дорого обслуживаются.
Программа микрогенерации — рамочный закон, который сейчас рассматривается в Государственной Думе – может отчасти решать эти вопросы. Практически у всех появляется возможность создавать генерирующие мощности до 15 киловатт. Можно себя обеспечивать электроэнергией. Если есть желание, можно соседу продать избыток. Закон позволяет это делать. Но за этой идеей следует необходимость других шагов. Мы взвешивали стоимость разного оборудования. В России слабая база собственного производства таких агрегатов: ветряков, солнечных батарей, и т. д. Кроме того, надо сделать так, чтобы это оборудование стало доступно для жителей. Сегодня самый дешевый ветрогенератор стоит порядка 500 тысяч рублей. Это очень дорого. Необходимо либо снижать издержки при производстве, снижая стоимость этого оборудования, либо продумывать специальный кредитный механизм с пониженными ставками, который позволит обычным дальневосточникам в отдаленных поселках покупать эти генераторы и производить самим электроэнергию.
Я убежден, если разумно подойти к этим вопросам и просчитать эти проекты, то стоимость электроэнергии в маленьких, отдаленных поселках будет существенно снижена. Пока же мы вынуждены завозить туда дизельное топливо. Это очень дорого.