Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года.
Федеральный закон вносит изменения в ряд Федеральных законов: Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Федеральный закон уточняет способы расчета квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Правоприменительная практика свидетельствует о массовых фактах переплаты хозяйствующими субъектами при внесении авансовых платежей, что негативно влияет на финансовую устойчивость предприятий, приводит к существенному повышению трудозатрат сотрудников территориальных органов Росприроднадзора на перерасчет платы.
Для исключения случаев переплаты авансовых платежей Федеральным законом предлагается предоставить природопользователям возможность самостоятельно выбрать один из трех предложенных способов расчета авансовых платежей.
Положения Федерального закона будут способствовать повышению финансовой устойчивости субъектов хозяйственной и иной деятельности путем сокращения случаев переплат при внесении ими указанных авансовых платежей, а также эффективности подготовки и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части учета планируемых доходов.
Федеральным законом также вносятся изменения, корректирующие схему распределения средств экологического сбора. В настоящее время полученные от производителей и импортеров денежные средства экологического сбора распределяются в качестве субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий региональных программ по подготовке проектно-сметной документации (в том числе инженерным изысканиям), строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов обработки и утилизации отходов. Однако понятия «объект обработки» и «объект утилизации» действующим законодательством не раскрываются.
На практике средства, поступающие в региональные бюджеты, не осваиваются регионами в полном объеме, зачастую возвращаясь в бюджет, а освоенные средства в основном идут на строительство мусоросортировочных объектов, а не объектов утилизации отходов.
Вместе с тем, цель экологического сбора – утилизация отходов от использования товаров при действующей схеме распределения средств не достигается.
Внесенные Федеральным законом изменения предусматривают использование экологического сбора исключительно для утилизации отходов от использования товаров.
Так, средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора. Расходование средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом порядок расходования средств устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того Федеральный закон предусматривает введение нового вида утилизации отходов – «энергетическая утилизация», под которой понимается использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки. Это ни в коем случае не приравнивает сжигание неотсортированных отходов к утилизации. Объекты энергетической утилизации в обязательном порядке будут проходить государственную экологическую экспертизу, что обеспечит подтверждение безопасности таких объектов.