С пониманием относимся к проявленному беспокойству по вопросу перехода общеобразовательных организаций на обучение по обновленным федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования (далее – обновленные ФГОС).
Вместе с тем обращаем внимание на следующее.
1. На основании статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обновленные ФГОС были утверждены приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 и от 31 мая 2021 года № 287 в соответствии с Правилами разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 434 (далее – Правила).
При этом работа по разработке и утверждению обновленных ФГОС велась во исполнение поручений Президента Российской Федерации и в целях обеспечения единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, преемственности основных образовательных программ общего образования.
Содержащиеся в обновленных ФГОС требования к освоению обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования содержат научное обоснование, а также соответствуют приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и плану мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (пункт 10 Правил).
С учетом значимости федеральных государственных образовательных стандартов для системы общего образования Минпросвещения России по согласованию с Правительством Российской Федерации в 2018 и 2019 годах было организовано широкое публичное обсуждение проектов обновленных ФГОС (далее – проекты ФГОС) на совещаниях в федеральных округах Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на информационном ресурсе https://www.preobra.ru, на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru) с участием представителей региональных министерств, муниципальных органов управления образованием, региональных учебно-методических объединений, специалистов системы дополнительного профессионального образования, руководителей, педагогических работников образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся.
Вопрос обновления ФГОС также обсуждался на профессиональных и общественных площадках Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академии образования, Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», Общественной палаты Российской Федерации и других.
В период с 23 апреля по 7 мая 2021 года проекты ФГОС были повторно размещены на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru) для проведения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.
Согласно обновленным ФГОС прием на обучение по программам начального общего и основного общего образования (в 1-ый и 5-ый классы) в соответствии с обновленными ФГОС ведется с 1 сентября 2022 года.
Обучающиеся 2–4 и 6–9 классов продолжат освоение образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 и от 17 декабря 2010 года № 1897.
Вместе с тем обращаем внимание на то, что образовательная организация имеет право принять решение об обучении несовершеннолетних обучающихся 2–4 и 6–9 классов в соответствии с обновленными ФГОС, но только с согласия их родителей (законных представителей).
Образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ автономией в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, самостоятельно устанавливает порядок получения указанного согласия от родителей (законных представителей) обучающихся, а также порядок перевода конкретного класса или конкретных обучающихся на обучение в соответствии с обновленными ФГОС.
Приказы об утверждении обновленных ФГОС разработаны в полном соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 (далее – Правила № 1009).
Приказы об утверждении обновленных ФГОС прошли государственную регистрацию в Минюсте России, которая согласно пункту 11 Правил № 1009 включает в себя, помимо прочего, юридическую экспертизу соответствия этих актов законодательству Российской Федерации.
Таким образом, Приказы соответствуют законодательству Российской Федерации.
Дополнительно информируем, что в обновленных ФГОС конкретизированы предметные результаты освоения образовательной программы; обозначен обязательный объем содержания каждого учебного предмета, изучение которого гарантирует государство; усилен воспитательный компонент в деятельности учителя и образовательной организации; определены связи воспитательного и собственно учебного процесса.
2. По вопросу обеспечения учебниками в связи с обновленными ФГОС сообщаем, что согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
— учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254;
— учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 года № 699.
Федеральный перечень учебников сформирован в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 18 декабря 2019 года № 695.
Кроме того 24 декабря 2021 года вступил в силу Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 12 ноября 2021 года № 819, который, как и Порядок № 695, содержит положение об обязательном проведении экспертизы учебников, заключающейся в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания ряду критериев, необходимой для включения учебников в федеральный перечень учебников.
В настоящее время Минпросвещения России ведется работа по формированию обновленного федерального перечня учебников, включающего в себя учебники, соответствующие требованиям обновленных ФГОС.
В период перехода на обновленные ФГОС могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
3. В соответствии с обновленными ФГОС в случае реализации программ начального общего и основного общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ начального общего и основного общего образования в полном объеме, независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории образовательной организации, так и за ее пределами.
Кроме того, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, содержащиеся в обновленных ФГОС требования к условиям реализации образовательных программ должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования всеми обучающимся.
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении начального общего, основного общего и среднего общего образования.
4. В части финансового обеспечения образования отмечаем, что согласно статье 8 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Также информируем, что в соответствии со статьей 29 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
При этом информационная открытость образовательных организаций предусматривает возможность ознакомления со следующим:
— о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
— о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
— свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями) и др.
6. Кроме того, обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, создаются советы родителей (законных представителей).