Обзоры обращений граждан

Информационный обзор обращений граждан, поступивших в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в I квартале 2019 года

В I квартале 2019 года в Совет Федерации поступило ­­7551 обращение граждан и организаций, из них в письменной форме – 7041, в том числе 4080 электронных обращений, направленных гражданами через Виртуальную приемную на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет. На личном приеме в Приемной Совета Федерации было принято около 500 граждан. Дано более 1600 устных ответов гражданам и представителям различных организаций, обратившимся в телефонную справочную службу Совета Федерации.

В Совет Федерации поступило более 1000 обращений граждан с откликами на законопроект № 1072874–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения направлений использования информационной базы индивидуального (персонифицированного) учета) (Федеральный закон от 1 апреля 2019 года № 48-ФЗ).

По мнению заявителей, предлагаемое в законопроекте закрепление страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в качестве идентификатора физического лица вступает в противоречие с религиозными убеждениями православных христиан, не допускающих подмену христианского имени, в том числе, в вопросах взаимодействия с государственными органами для реализации прав и обязанностей в социальной сфере и совершения юридически значимых действий. Замечания и предложения граждан были доведены до сведения Комитета Совета Федерации по социальной политике для учета в законотворческой работе.

Более 70 обращений содержали негативную оценку законопроекта № 876688–6 «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг). В обращениях граждан, в том числе и представителей гостиничного бизнеса, говорилось о необходимости взвешенных подходов к решению проблем нарушения жилищных прав жителей многоквартирных домов. По мнению авторов обращений, нельзя рассматривать ситуацию в целом секторе малого бизнеса, опираясь на отдельные случаи нарушений и многочисленные жалобы на один и то же объект, осуществляющий свою деятельность вне правовых норм и общепринятых правил. Значительное количество мини-отелей и «хостелов», работающих не первый год и зарекомендовавших себя «добропорядочными соседями» в многоквартирных домах, окажутся вне закона с принятием предлагаемых изменений. При этом владельцы бизнеса качественно и эффективно предоставляли услуги по размещению «туристов, желающих сэкономить за счет невысоких цен», оплачивали налоги, создали рабочие места, участвовали в благоустройстве нежилых помещений и придомовых территорий, расселении коммунальных квартир. В ряде обращений подчеркивалась актуальность недорогого размещения для граждан со средним уровнем дохода, указывалось на зарубежный опыт развития сектора малого гостиничного бизнеса и необходимость устранения «притонов и ночлежек» путем направленных действий органов правопорядка, а не за счет уничтожения развивающегося направления малого предпринимательства. Тем не менее, авторы обращений разделяли мнение законодателей о необходимости соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах, «наведения порядка» в сфере правового регулирования данной деятельности и исполнения требований законодательства представителями бизнеса. Обращения были переданы в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для учета в работе над законопроектом.

Активное обсуждение среди граждан вызвали законопроекты, устанавливающие ответственность и определяющие меры реагирования надзорных органов в отношении информации оскорбительного характера и недостоверной общественно значимой информации, распространяемой в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет». Речь шла о законопроектах № 606594–7 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ (в части уточнения перечня информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено) (Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 30-ФЗ) и № 606593–7 „О внесении изменений в статью 15–3 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ (в части уточнения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено) (Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 31-ФЗ). Сомнения общественности были связаны с возможностью субъективного толкования понятий, используемых в законопроектах, что, по мнению авторов обращений, может привести к „многочисленным спорам в сфере регулирования Интернета“, „к жесточайшей цензуре по неясным основаниям“, а следовательно „ослаблению гарантий защиты конституционных прав и свобод и нарушению принципов равенства и верховенства закона“. Поступали обращения в поддержку принятия указанных законопроектов. Например, в одном из обращений содержалось предложение о закреплении права подачи иска о защите чести, достоинства и деловой репутации в случае публичных „высказываний оскорблений и клеветы в адрес гражданина“ независимо от места жительства ответчика, дополнив тем самым механизмы защиты гражданами своих прав. По мнению автора, государство должно принимать „воспитательные меры в отношении доморощенных критиков, порожденных вседозволенностью и безответственностью“. В Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству передано более 50 обращений для учета общественного мнения в законодательной работе.

Отклики в поддержку внесенного в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта № 628901–7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ (в части торговли алкогольными и табачными изделиями исключительно в специализированных торговых объектах) были переданы в Комитет Совета Федерации по экономической политике для учета в законотворческой работе. По мнению авторов обращений, принятие закона соответствует одному из принципов государственной политики, направленной на „обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан“.

Предложения Евро-Азиатского еврейского конгресса по итогам проведенного круглого стола «Память о Холокосте. Противодействие искажению истории» о создании государственного мемориального музея жерств нацизма в годы Великой Отечественной войны и установлении памятных дат были рассмотрены в Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности. В резолюции участники круглого стола призвали законодателей быть крайне внимательными и недопускать даже скрытых проявлений ксенофобии, расизма, антисемитизма, «носящих спящий характер» в современном обществе, «подвергать все рассматриваемые законопроекты экспертизе с точки зрения того, как они отразятся на состоянии общества, межэтническом согласии и гражданском мире.»

Предложения Региональной общественной организации «Многодетные семьи Санкт-Петербурга и Российской Федерации» были учтены в ходе работы по совершенствованию законодательства по вопросам поддержки многодетных семей. В обращении поднимались вопросы статуса детей, находящихся под опекой (попечительством) в составе многодетной семьи; недостаточного финансирования мер социальной поддержки многодетных семей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; реализации принципа адресности социальной поддержки многодетных семей и другие вопросы, которые необходимо учесть при подготовке проекта Федерального закона «Об основных гарантиях прав многодетных семей в Российской Федерации».

Распределение количества обращений по регионам выглядит следующим образом: из Центрального федерального округа поступило 38%, Северо-Западного федерального округа – 15%, Приволжского федерального округа – 11%, Сибирского и Южного федеральных округов – по 10%, Северо-Кавказского федерального округа – 5%, Уральского федерального округа – 4%, Дальневосточного федерального округа – 2%; из зарубежных стран – 1%; не указали регион – 4%.