Определял права, обязанности и ответственность депутата СФ и депутата ГД, предусматривал основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатских полномочий. Депутатом СФ являлся избранный народом представитель субъекта РФ, уполномоченный осуществлять законодательную власть в СФ и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ. Одно и то же лицо не могло одновременно являться депутатом СФ и депутатом ГД. Срок полномочий депутата СФ и депутата ГД начинался со дня избрания депутата и прекращался с момента начала работы соответственно СФ, формируемого в соответствии с ст. 95 Конституции РФ, и ГД нового созыва. Полномочия депутата СФ и депутата ГД прекращались досрочно в случаях: письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; утраты депутатом гражданства РФ; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являвшегося депутатом; признания гражданина, являвшегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; объявления гражданина, являвшегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу; смерти депутата. Депутат СФ осуществлял свою деятельность на непостоянной основе. В соответствии с ФЗ формами депутатской деятельности являлись: участие в заседаниях СФ, совместных собраниях палат ФС РФ, предусмотренных ст. 100 Конституции РФ; участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат ФС РФ, согласительных комиссий, создаваемых СФ и ГД; участие в выполнении поручений СФ и его органов; участие в парламентских слушаниях; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями. Основным гарантиям депутатской деятельности посвящалась гл. 2. В нее были включены нормы, касающиеся реализации депутатом СФ и депутатом ГД права законодательной инициативы, внесения депутатского запроса, обращения с вопросом к члену Правительства РФ, права на безотлагательный прием должностными лицами, права на получение и распространение информации, неприкосновенности депутата СФ и депутата ГД. В названной главе были сформулированы гарантии трудовых прав, определены материально-финансовые условия для осуществления депутатом СФ его полномочий и др. Для обеспечения парламентской деятельности депутат СФ и депутат ГД вправе были иметь до 5 помощников: по работе в соответствующей палате (одного) и по работе в своем избирательном округе. Одновременно парламентарии могли иметь помощников на общественных началах. Права и обязанности помощников депутата СФ и депутата ГД регулировались положениями ФЗ.
В июле 1999 вступил в силу Федеральный закон от 5 июля 1999 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который содержит новую редакцию ФЗ. В соответствии с Федеральным законом от 5 июля 1999 он стал именоваться «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».