Формировался в порядке, установленном Федеральным законом от 5 дек. 1995 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним в СФ входили по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определялся его представитель в СФ. 23 янв. 1996 на первом заседании СФ, сформированного по должностному принципу, Председателем СФ был избран Е.С. Строев, глава администрации Орловской области. Образовано 11 комитетов и 1 постоянная комиссия. В 1996–2001 проведено 79 заседаний СФ. Рассмотрено 22 федеральных конституционных закона и 1736 федеральных законов, поступивших из ГД. Из них одобрено СФ 14 федеральных конституционных законов и 1175 федеральных законов. Направлено Президенту РФ без рассмотрения СФ 225 законов. Создано совместно с ГД более 200 согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по федеральным законам, принятым ГД и отклоненным СФ. Члены СФ принимали участие в работе 146 специальных комиссий по федеральным законам, отклоненным Президентом РФ. Рассмотрен и направлен в ГД 101 законопроект в порядке реализации права законодательной инициативы. Принято 2830 постановлений СФ, в т. ч. по вопросам законодательного обеспечения экономической безопасности РФ, обеспечения своевременной выплаты пенсий, обеспечения продовольственной безопасности РФ, уголовно-исполнительной системы РФ, о ситуации в Чеченской Республике, статусе г. Севастополя, повышении роли государства в регулировании рыночной экономики, об оборонной промышленности, о приватизации нефтегазового комплекса России, золотодобывающей промышленности, об агропромышленном комплексе, о Северном морском пути и обеспечении доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, выплате заработной платы работникам образовательных учреждений и об оплате их ежегодных отпусков, о реформировании межбюджетных отношений в РФ, государственной поддержке тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, реформировании жилищно-коммунального хозяйства, о мерах Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране. Проведено 86 парламентских слушаний, в т. ч. по вопросам экономической безопасности, разработки и реализации концепции реформы пенсионного обеспечения в РФ, концепции национальной безопасности, о роли автомобильных дорог в развитии экономики РФ и ее регионов, реализации конституционного права граждан РФ на образование, состоянии борьбы с преступностью и укреплении правопорядка, комплексном развитии регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в процессе интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, об оборонной промышленности, упорядочении социальной политики государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики, о национальной доктрине развития образования, межбюджетных отношениях, законодательном обеспечении научно-технического прогресса, законодательном обеспечении охраны интеллектуальной собственности, по проблемам российско-украинского сотрудничества, государственной молодежной политики, фондового рынка России, развития банковской системы, правового обеспечения развития федеративных отношений, социально-экономической политики развития Севера России, развития парламентского права.