МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР
Соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их взаимные права и обязанности в политической, экономической, научно-технической, культурной и иных сферах международных отношений. М. д. – основной источник международного права. Он может иметь различные наименования (соглашение, конвенция, пакт, декларация, коммюнике, статут, устав и др.), отличаться по числу участников (двусторонний, многосторонний), носить открытый или закрытый характер. Согласие государства на обязательность для него М. д. может быть выражено его подписанием, ратификацией, принятием, утверждением, присоединением к нему или иным способом, о котором условились стороны. Прекращение (в т. ч. денонсация) и приостановление действия М. д. осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права. Нормы и принципы права международных договоров кодифицированы в Венской конвенции о праве международных договоров 1969. Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 «О международных договорах Российской Федерации» М. д. означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В соответствии с ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила М. д. В зависимости от уровня представляющих РФ органов государственной власти международные договоры РФ подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В соответствии с Конституцией РФ и названным федеральным законом к компетенции ГД и СФ относятся рассмотрение и принятие федеральных законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ. Указанные федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в СФ. Важная роль в правовом обеспечении процесса ратификации в СФ принадлежит его комитетам и комиссиям. Ответственным за рассмотрение в СФ федерального закона о ратификации, как правило, назначается в соответствии с вопросами ведения Комитет СФ по международным делам. В целях глубокого и всестороннего рассмотрения вопросов, затрагиваемых подлежащими ратификации международными договорами, комитеты СФ проводят парламентские слушания, «круглые столы» и иные мероприятия.