Представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом от 3 дек. 2012 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» осуществлять в СФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ. В СФ в соответствии с Конституцией РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Член СФ наделяется полномочиями соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на основе волеизъявления избирателей данного субъекта РФ. Наделение полномочиями члена СФ осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта РФ. Кандидатом для наделения полномочиями члена СФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена СФ. Кандидатом для наделения полномочиями члена СФ – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным законом. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта РФ предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатом для наделения полномочиями члена СФ – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ может быть депутат ГД, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту РФ, или группе субъектов РФ, в которую входит данный субъект РФ, или части территории данного субъекта РФ, либо депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ, либо депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта РФ, отвечающие требованиям, предусмотренным законом. В указанном случае кандидатом для наделения полномочиями члена СФ – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ также может быть член СФ – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта РФ, который на день представления Президентом РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) получит поддержку не менее 10 процентов от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта РФ. Поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов указанного органа в порядке, установленном его регламентом.
Правовые основы деятельности Ч. СФ определены Конституцией РФ, федеральными законами «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. федерального закона от 5 июля 1999) и от 3 дек. 2012 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», а также Регламентом СФ.
Полномочия члена СФ начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении его полномочиями члена СФ. Полномочия члена СФ прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении полномочиями нового члена СФ – представителя от этого же органа государственной власти субъекта РФ в установленном порядке. Полномочия Ч. СФ прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Порядок принятия СФ решения о прекращении полномочий членов СФ устанавливается Регламентом СФ.
Ч. СФ осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Ч. СФ не вправе: быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской или др. оплачиваемой деятельностью. Кроме того, Ч. СФ не вправе состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Ч. СФ может осуществлять преподавательскую, научную и иную творческую деятельность. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.
Формами деятельности Ч. СФ являются: участие в заседаниях СФ в порядке, установленном Регламентом СФ; в совместных заседаниях палат ФС РФ; участие в работе комитетов СФ, в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых СФ и ГД; в работе парламентских комиссий, создаваемых СФ и ГД в порядке, установленном Федеральным законом от 27 дек. 2005 «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», а также рабочих групп, создаваемых указанными парламентскими комиссиями; участие в выполнении поручений СФ и его органов; участие в парламентских слушаниях; внесение законопроектов в ГД; инициирование парламентского запроса, запроса Ч. СФ; обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании СФ; обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Деятельность Ч. СФ может осуществляться также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ. Ч. СФ имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в ГД законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой членов СФ может вносить предложения о поправках к Конституции РФ и пересмотре положений Конституции РФ. Ч. СФ пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым СФ, комитетом палаты, согласительной или специальной комиссией, членом которых он является. Ч. СФ принимает личное участие в заседании палаты, комитета СФ, согласительной и специальной комиссий, членом которых он является. Ч. СФ вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат ФС РФ. Ч. СФ вправе направить запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, председателям Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, др. избирательных комиссий, комиссий референдума, руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также руководителям Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований законодательства РФ о недопустимости вмешательства в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. Запрос Ч. СФ направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в т. ч. на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, указанных выше. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. По вопросам своей деятельности Ч. СФ пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и др. должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, др. войск и воинских формирований.
Ч. СФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Вопрос о лишении Ч. СФ неприкосновенности решается СФ по представлению Генерального прокурора РФ. Для осуществления своих полномочий Ч. СФ в здании палаты предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в т. ч. персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи. Он вправе иметь до 5 помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, и до 40 помощников, работающих на общественных началах, по работе в СФ, а также по работе в субъекте РФ. Число помощников Ч. СФ, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе в СФ не может быть более двух. Помощником Ч. СФ может быть только гражданин РФ. В законодательстве РФ закреплены и иные гарантии обеспечения деятельности Ч. СФ, в т. ч. гарантии трудовых прав, социальные гарантии.