Устанавливал правовые основы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих. Предметом регулирования являлись отношения, связанные с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения государственного служащего. Были определены принципы государственной службы, условия поступления на государственную службу. Устанавливались квалификационные требования к государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы, давались определения понятий «государственный служащий» и «государственная должность». Государственные должности государственной службы в соответствии с ФЗ подразделялись на категории и группы. Вводились 2 категории государственных должностей государственной службы: категория «Б» — должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности РФ; должности категории «В» — должности, учреждаемые для исполнения и обеспечения полномочий государственного органа. Государственные должности государственной службы подразделялись на 5 групп должностей: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Определялось, что государственные должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы РФ. Государственным служащим в соответствии с замещаемой должностью по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации присваивались квалификационные разряды, которые указывали на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. В целях регламентации правового положения государственного служащего устанавливались его основные права и обязанности, ограничения, связанные с государственной службой, ответственность и гарантии для государственного служащего. На государственного служащего распространялось действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными ФЗ. На государственную службу вправе были поступать граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком РФ, имеющие профессиональное образование и отвечающие установленным требованиям для государственных служащих. Граждане, впервые или вновь поступающие на государственную службу, назначались по результатам конкурса. Профессиональная служебная деятельность государственного служащего осуществлялась в соответствии с трудовым договором. ФЗ предусматривались основания для прекращения государственной службы, определялись состав денежного содержания государственного служащего, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, принципы исчисления стажа государственной службы, а также устанавливался предельный возраст пребывания на государственной службе и право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. За период действия ФЗ в него вносились изменения, в развитие его положений было принято более 120 указов Президента РФ и более 70 постановлений Правительства РФ.
ФЗ утратил силу с 1 февр. 2005 после вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».