СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Образован в соответствии с Конституцией РФ, принятой на всенародном голосовании 12 дек. 1993, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу Российского государства. СФ является палатой ФС РФ – высшего представительного и законодательного органа страны. СФ осуществляет государственную власть в РФ в пределах, установленных Конституцией РФ. СФ самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению.
Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ (один округ на территории каждого субъекта РФ) и осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.
В соответствии с Конституцией РФ в СФ входило по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Наделение полномочиями члена СФ осуществлялось соответствующим органом государственной власти субъекта РФ.
В связи со вступлением в силу изменений в Конституцию РФ, предусмотренных статьей 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», расширены состав и полномочия СФ, изменены требования к сенаторам РФ.
Согласно статье 95 Конституции РФ в состав СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ — на срок полномочий соответствующего органа; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (в качестве таких сенаторов РФ могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности).
СФ действует на постоянной основе. СФ формируется и структурируется по непартийному принципу. Деятельность СФ основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов.
Правовую основу деятельности палаты составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Регламент СФ, постановления СФ.
Основным полномочием СФ как законодательного органа является рассмотрение федеральных конституционных законов (федеральных законов), одобренных (принятых) ГД.
СФ принадлежит право законодательной инициативы. Палата может вносить в ГД законопроекты, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Согласно статье 102 Конституции РФ к ведению СФ относятся:
утверждение изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
назначение выборов Президента РФ;
отрешение Президента РФ от должности; лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ;
проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение по представлению Президента РФ в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ.
По вопросам своего ведения СФ принимает постановления. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам палата может выступать с заявлениями и обращениями.
СФ вправе осуществлять парламентский контроль на основе Конституции РФ в порядке, определенном федеральными законами, в том числе направлять парламентский запрос.
СФ вправе направить запрос в Конституционный Суд РФ, дать поручение Счетной палате.
СФ может выступать учредителем, соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования о работе ФС – парламента РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
СФ собирается на сессии: на весеннюю (как правило, с 25 янв. по 15 июля) и осеннюю (как правило, с 16 сент. по 31 дек.). Во время сессии проводятся заседания палаты (открытые и закрытые), заседания Совета палаты, заседания комитетов СФ (в т. ч. выездные), парламентские слушания, «круглые столы», Дни субъектов РФ в СФ и др. мероприятия. Заседания СФ проводятся по мере необходимости, но не реже чем 2 раза в месяц.
Органами СФ являются: Совет палаты, комитеты СФ, Комиссия СФ по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами РФ.
Должностными лицами СФ являются: Председатель СФ, первый заместитель Председателя СФ, заместитель Председателя СФ, председатель комитета СФ, первый заместитель председателя комитета СФ, заместитель председателя комитета СФ, член комитета СФ.
СФ, Председатель СФ, Совет палаты, комитет СФ вправе создавать экспертно-консультативные и консультативные органы на общественных началах, привлекать к работе специалистов в качестве экспертов.
СФ является инициатором крупных международных акций, имеющих принципиальное значение как для экономического и гуманитарного развития России, так и для расширения интеграционных процессов в рамках СНГ.
Под эгидой СФ проводятся крупные международные форумы: Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», Невский международный экологический конгресс, Парламентский форум «Историко-культурное наследие России», Байкальский международный экономический форум, Форум регионов России и Беларуси, Евразийский женский форум, Международный гуманитарный Ливадийский форум.
В 1997 по инициативе СФ был организован Петербургский экономический форум. Основными целями форума было проведение широких неполитизированных дискуссий с участием представителей власти, науки и бизнеса об экономическом развитии России и сопредельных государств и содействие инвестиционной привлекательности российских регионов. С 2006 по распоряжению Президента РФ В.В. Путина Петербургский международный экономический форум перешел под эгиду Правительства РФ с участием СФ.
Межпарламентские связи СФ осуществляются по 3 основным направлениям: с парламентами государств – участников СНГ, с международными и межрегиональными парламентскими организациями, с национальными парламентами. В рамках парламентской делегации ФС РФ СФ принимает активное участие в работе Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Обеспечение деятельности СФ осуществляет Аппарат СФ.