Энциклопедический справочник

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Право специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц внести проект закона в парламент (палату парламента) государства. Этому праву соответствует обязанность парламента рассмотреть законопроект и вынести по нему решение.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право З. и. принадлежит Президенту РФ, СФ, сенаторам РФ, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право З. и. принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в ГД. Порядок реализации права З. и. определяется Конституцией РФ, федеральными законами и регламентами палат ФС РФ.

Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть внесены только при наличии официального отзыва Правительства РФ.

Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты РФ, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации могут быть внесены только при наличии официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ.

Внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ, признание утратившими силу положений УПК РФ и УК РФ осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования, за исключением текстов федеральных законов, вносящих изменения в УК РФ и УПК РФ соответственно.