ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционное право палаты. Являясь одним из субъектов П. з. и., перечисленных в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, СФ осуществляет свое право в форме внесения в ГД проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в законы РСФСР, законы РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, о признании утратившими силу актов законодательства РСФСР, РФ либо законопроектов о признании не действующими на территории РФ актов законодательства СССР; поправок к законопроектам.
СФ может вносить законопроекты о внесении изменений в законодательные акты РФ (за исключением проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов) и поправки к законопроектам в ГД совместно с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ). Проект такой законодательной инициативы может быть внесен на рассмотрение СФ при наличии постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (постановлений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ) о внесении его в ГД совместно с СФ.
Законопроект, поправка к законопроекту, разработанные в порядке реализации П. з. и., могут вноситься на рассмотрение палаты комитетом (комитетами) СФ, сенатором (сенаторами) РФ. Согласно Регламенту СФ процедура подготовки законодательной инициативы предусматривает направление законопроекта (поправки к законопроекту) его инициатором в профильный комитет (комитеты) СФ для подготовки заключения (заключений), а также в Правовое управление Аппарата СФ для проведения правовой (в т. ч. антикоррупционной) и лингвистической экспертиз. Одновременно с текстом законопроекта на рассмотрение СФ представляются следующие документы: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; перечень законов РСФСР и законов РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона; финансово-экономическое обоснование; заключение Правительства РФ (в случае внесения законопроекта о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета); официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ (в случае внесения законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ); иные указанные в Регламенте СФ документы. Одновременно с текстом поправки к законопроекту на рассмотрение СФ представляются: обоснование необходимости принятия поправки, источник финансирования (в случае внесения поправки к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
Порядок рассмотрения законодательной инициативы на заседании СФ регулируется Регламентом СФ. Постановление СФ о внесении законодательной инициативы в ГД и назначении представителя (представителей) СФ при ее рассмотрении ГД принимается большинством голосов от общего числа сенаторов РФ и оформляется постановлением СФ.
Законодательная инициатива, рассмотренная СФ, соответствующее постановление СФ и документы, предусмотренные регламентами палат ФС РФ, направляются в ГД.
Постановление СФ о внесении законопроекта в ГД совместно с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ) направляется в ГД вместе с постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (постановлениями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ). Сопроводительное письмо подписывают Председатель СФ и председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (председатели законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ).
По итогам рассмотрения законопроекта на заседании СФ палата может принять решение о вынесении его на общественное обсуждение. Решение принимается большинством голосов от общего числа сенаторов РФ и оформляется постановлением СФ, где указываются срок, в течение которого будет проходить общественное обсуждение законопроекта, и комитет (комитеты) СФ, ответственный (ответственные) за подготовку и проведение общественного обсуждения законопроекта. Законопроект и постановление СФ о его вынесении на общественное обсуждение размещаются на официальном сайте СФ в сети Интернет. Общественное обсуждение законопроекта проходит до его внесения в ГД. После завершения общественного обсуждения законопроекта комитет (комитеты) СФ, ответственный (ответственные) за его подготовку и проведение, обобщает (обобщают) поступившие предложения и замечания и готовит (готовят) законопроект для повторного рассмотрения на заседании палаты.
СФ вправе принять решение об общественном обсуждении законопроекта, подготовленного для внесения в ГД совместно с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ) в порядке, предусмотренном Регламентом СФ. При этом решение о его вынесении на общественное обсуждение направляется для согласования в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ), совместно с которым (которыми) законодательная инициатива вносится в ГД. Доработанный по итогам общественного обсуждения законопроект направляется для согласования в указанный (указанные) органы государственной власти субъекта РФ (субъектов РФ), совместно с которым (которыми) он вносится в ГД.